Суд вынес оправдательное решение в одном из ответвлений громкого дела о 500–тысячной взятке, которую, по версии обвинения, давали при покупке поездов. Полмиллиона давали девять лет назад.
Видземский районный суд в Цесисе прекратил производство по делу о применении меры принуждения к эстонской компании АО Skinest Rail по делу о передаче 500 000 евро бывшему руководителю Латвийской железной дороги (ЛЖД) Угису Магонису.
Суд решил, что вина компании Skinest Rail в деле о передаче 500 тысяч евро экс–главе ЛЖД Магонису не установлена.
Как уже сообщалось, в августе 2015 года тогдашний председатель правления ЛЖД Угис Магонис был задержан после погони на автомобиле сотрудниками антикоррупционного бюро. Его обвинили в получении взятки в полмиллиона евро.
В даче взятки подозревается эстонский бизнесмен Олег Осиновский. По версии прокуратуры, в конце 2014 года Магонис и Осиновский договорились о взятке — в интересах Skinest Rail при закупке четырех локомотивов для LDz Ritošā sastāva serviss.
Что выяснилось в ходе процесса в Видземском районном суде: в 2015 году компания Skinest Rail была единственным участником торгов, проведенных LDz Ritošā sastāva serviss, по закупке четырех дизельных локомотивов серии 2TE116.
LDz Ritošā sastāva serviss была единственным претендентом на приобретение этих локомотивов — предложений от других поставщиков не было, подтвердили все свидетели в деле.
Суд пришел к выводу, что цена продажи эстонской компанией четырех дизельных локомотивов серии 2TE116 соответствовала их рыночной стоимости или даже была несколько ниже.
Предложенные LDz Ritošā sastāva serviss условия не дали оснований полагать, что из этой сделки Skinest Rail могла бы получить значительную прибыль (ради чего, по версии обвинения, и давалась взятка). Таким образом, связи между полученными Магонисом денежными средствами и интересами компании Skinest Rail не нашли.
Кроме того, суд не нашел доказательств того, что эстонской компании Skinest Rail в ЛЖД могли создать препятствия для заключения сделки, и поэтому потребуется решающий голос президента ЛЖД. Таким образом, в деле также не была установлена ответственность Skinest Rail, и суд не поддержал обвинения латвийской Генеральной прокуратуры в отношении этой компании.Однако это решение — суда первой инстанции — еще можно обжаловать в апелляционном суде.
Это было лоббирование
Согласно версии обвинения, летом 2015 года Осиновский дал Магонису взятку в размере примерно 500 000 евро в связи с многомиллионной закупкой компании LDz Ritošā sastāva serviss — речь шла о приобретении старых дизельных локомотивов у принадлежащего Осиновскому предприятия Skinest Rail.
Сам Магонис в ходе процесса по взяточному делу заявил, что 500 000 евро ему дали не как взятку, чтобы Skinest Rail выиграла тендер, но для лоббирования интересов на Российской железной дороге (РЖД) локомотиворемонтного завода, опосредованно принадлежащего Осиновскому.
Сделка состоялась в частном порядке, поскольку Магонис, по его словам, близкий друг тогдашнего замглавы РЖД Владимира Морозова. При этом дружить они стали до того, как Магонис возглавил ЛЖД, поэтому это нельзя считать использованием служебного положения, подчеркнул Магонис.
Хотя с главой РЖД Владимиром Якуниным он познакомился через несколько дней после того, как стал руководить ЛЖД. Однако жена Магониса с Якуниным была знакома до встречи с будущем мужем, и теперь они друзья семьи.
Магонис подтвердил, что лоббировал интересы завода Осиновского в РЖД, и 16 июля 2015 года в Лиссабоне на встрече глав европейских железных дорог говорил с Якуниным, но результата не было. После он в Москве лично встречался с Морозовым.
Полученные 500 тысяч евро Магонис, по его словам, планировал задекларировать. Он заявил, что не знает, как нелегально потратить полмиллиона.