Для развития латвийской экономики нам всегда нужны были инвестиции, считает заместитель директора Института внешней политики Латвии, доцент университета им. Страдиня Карлис Буковскис.
В интервью радио Baltkom он отметил, что для этого Латвия в свое время вступила в ЕС, но теперь у нас возникла привычка в постоянной поддержке.
“Мы в ЕС больше 15 лет, ВВП на человека выросло до 67%-70%. Но мы хуже Эстонии и Литвы, мы в конце списка. За семь лет мы заплатили в бюджет ЕС 1,7 млрд евро, а получали 7,7 млдр инвестиций. Это практически еще один бюджет страны ежегодно. Это хорошо для экономики? Она растет на 1,5%-2% в год, во время периода осваивания денег плюсуется еще 1,5%. Но не слишком ли мы привыкли к этому? У нас уже есть бизнесы, которые существуют только на европейских деньгах. А когда их нет, то отдыхаем”, – сказал Буковскис.
Исследователь рассказал, что между странами Балтии в этих показателях есть разница.
“У литовцев и эстонцев ВВП на человека составляет 75%, им по Фонду кохезии полагается меньше денег. В этом и была идея – вы догоняете нас, становитесь на ноги, вам платят меньше. А мы сейчас все время хотим доказать, что у нас только 67%, так что нам уменьшать выплаты нельзя. Но тут появляются вопросы – сколько можно платить таким странам? Это становится очень чувствительным политическим вопросом”, – сказал он.
По словам Буковскиса, в Латвии надо менять отношение к используемым деньгам.
“Литва раньше была самой отстающей, но она мыслит масштабнее нас. Теперь у них больше ферм, предприятий. Они амбициознее. У нас все еще существует система микроналогов, но это уже идет во вред. У нас компании хотят только налогов меньше платить. Можно помогать компаниям объединяться, не тратить на лишние вещи, работать эффективнее. И это не всегда популярные решения. Литовцы сделали рост за счет внутренних ресурсов. Они эстонцев обошли по этой причине. Они наглее, больше. Можем ли мы? Я надеюсь, но нам нужно мыслить масштабнее. Не каждый за себя, за свою фирму с низкими налогами. В этой ситуации надо объединяться. Плохой бизнесмен, который не хочет быть монополистом. А у нас все хотят быть маленькими бизнесменами. Они не хотят идти дальше, не хотят быть амбициозными”, – говорит Буковскис.