Можем прийти к нормированию потребления энергии», - банковский экономист Дайнгис Гашпутис выступает в Diena.
По мнению эксперта, прогнозы определяет целый ряд негативных факторов — пандемия Covid-19 и разрыв цепочек поставок; рост цен на энергоносители; война в Украине.
«Однако ясно, что высшая точка у нас еще впереди. Если до войны мы могли надеяться, что во второй половине этого года рост цен мог бы начать нормализовываться, то сейчас я сказал бы, что в это время он еще будет в восходящей фазе. К тому же амплитуда этого роста очень трудно определима, особенно в том аспекте, который связан с ситуацией в Украине, то, сколь серьезно будет осуществляться энергетическое эмбарго против России, а также, сколь успешно пройдет трансформация энергетического рынка».
Есть также факторы, вообще не поддающиеся человеческому воздействию: «Вспомним, например, сколь большое воздействие на энергетические цены в прошлом году оказали погодные условия! И сейчас, когда нам особо нужно полагаться на возобновляемые энергоресурсы, это влияние может быть намного большим».
Аналитик успокаивает — голод Латвии не грозит. «Другое дело, насколько мы хотим чувствовать себя как жители Западной Европы, привыкшие жить в стабильности и комфорте и очень чувствительные уже к небольшим изменениям уровня жизни? Мы видим, сколь активно уже в настоящий момент государство оказывает поддержку своим жителям во Франции, Германии, Италии, Испании. И ясно, что ожидается сильный удар по платежеспособности жителей, особенно говоря о домохозяйствах с низкими доходами. Нужно думать, как их поддержать.
Однако мощность нашей экономики достаточно велика, чтобы мы не опустились совсем до ситуации начала 90-х годов, какого-то режима выживания.
Если посмотрим, что могло бы быть таким безумным и на что почти точно нужно быть готовыми, есть ограничение доступности энергоресурсов. При хорошем сценарии мы может быть пройдем без больших турбулентностей, но вдруг, если вновь совпадут неблагоприятные обстоятельства, мы можем прийти к нормированию потребления энергии».
«С доступностью топлива, думаю, проблем не будет, - продолжает Д.Гайшпутис, - но с ценой определенно. И может наступить ситуация, когда правительству придется начать что-то дотировать. Хотя бы обеспечивать доступные услуги общественного транспорта.
Нужно быть примерной ясности, что делать, если цена топлива, например, вырастет выше 2,50 евро за литр».
«Ценовой пик, который может более всего повлиять на положение домохозяйств, вызвать социальное напряжение, мог бы быть достигнут весной будущего года. Тогда за зиму накопились бы счет, и нужно быть механизму, чтобы не допустить ситуации, когда предприятия наезжают на пенсионеров и семьи с детьми, начинают принудительное взыскание долгов и т.д.»
Существующие механизмы помощи господин Гайшпутис оценивает критически: «Мантра о целевых мероприятиях может не сработать. При каком-то ценовом уровне будет нужно думать, как по меньшей мере кратковременно оказывать более широкую поддержку большей части общества».