Мы повысили прогноз экономического роста Латвии на этот год с 1,4% до 2,4%, но это только из-за очень сильного начала года. Как и ожидалось, последствия российского вторжения в Украину все сильнее отражаются в экономике — цены стремительно растут, спрос начинает давать сбои, а санкции негативно сказываются на привычных маршрутах обращения товаров и услуг.
Уже во втором квартале экономика сократилась, ожидается спад и во второй половине года.
Мы не избежим рецессии, но ожидается, что она будет небольшой и недолгой. Инфляция начнет снижаться более значительно только в течение следующего года, позволяя экономике дышать. По прогнозам Swedbank, экономический рост Латвии ускорится со слабых 0,4% в следующем году до 3,5% в 2024 году.
Энергия латвийской экономики начинает ослабевать перед лицом сильного ценового давления. За второй квартал экономика сократилась на 1,4%, но не все отрасли экономики это почувствовали. Даже после начала войны в Украине и введения санкций против России и Белоруссии в латвийской экономике сохранился положительный эффект от ослабления ограничений, связанных с пандемией, что оживило спрос на услуги. Кроме того, постепенно вступают в силу санкции против поддерживающих боевые действия стран и постепенно сокращаются экономические связи с ними.
Например, мы по-прежнему наблюдаем рост грузоперевозок по железной дороге и в портах. Промышленность и сельское хозяйство до сих пор также хорошо справлялись с геополитическими вызовами. Хотя за счет более высоких затрат многие компании нашли новых поставщиков в других странах. Некоторые компании даже увеличили свои поставки из России и Белоруссии еще до полного введения санкций летом. Фармацевтическая промышленность, наиболее зависимая от спроса стран, вовлеченных в войну, продолжала наращивать свой экспорт в эти направления, несмотря на трудные взаиморасчеты. Другие компании, с другой стороны, выиграли от увеличения иностранного спроса из-за снижения конкуренции со стороны воюющих стран. Негативные последствия санкций уже ощущаются, например, в оптовой торговле, где падают объемы продаж. Купля-продажа и логистический бизнес с Россией и Беларусью начинает останавливаться. Минусы можно увидеть и в строительстве.
Влияние как санкций, так и высоких издержек и цен на местный и зарубежный спрос только усилится во второй половине года, а латвийская экономика переживет временный спад – несколько кварталов с отрицательным ростом. Хотя осень, вероятно, принесет новую волну COVID‑19, мы предполагаем, что сможем обойтись без жестких и долгосрочных ограничений при составлении прогнозов. Следующий год пройдет под знаком экономической стагнации с общим годовым ростом всего 0,4%. С другой стороны, когда инфляция установится на разумном уровне, экономический двигатель Латвии снова начнет работать быстрее, обеспечив рост на 3,5% в 2024 году.
Потребление домохозяйств в этом году поддерживал сильный рынок труда, обеспечивающий рост доходов, сбережения во время пандемии и готовность, наконец, потратиться на развлечения, отдых и путешествия. Экономический двигатель уже ревет медленнее, но рынок труда по-прежнему тугой – уровень безработицы снижается, а количество занятых растет. Осенью, однако, очереди рабочих, скорее всего, станут немного меньше. Уровень безработицы с 6,6% на данный момент приблизится к 8% в начале следующего года, а затем снова начнет снижаться.
Нехватка рабочей силы, с которой до сих пор борется около пятой части компаний, приводит к росту заработной платы. Однако упорно растущая инфляция размывает все более огромную дыру в покупательной способности населения. Инфляция подскочила до 21,5% в июле. Его по-прежнему в основном подталкивают цены на продукты питания и энергоносители, которые занимают важное место в бюджете граждан. Инфляция также ускоряется ростом заработной платы. Однако рост цен на сырье и стоимость рабочей силы не может полностью объяснить инфляцию. Не исключено, что некоторые компании, ожидая дальнейшего удорожания производства, уже досрочно включили его в окончательные цены. Есть случаи, когда показатели прибыли компаний даже улучшились. С ростом стоимости жизни давление на работодателей с целью повышения заработной платы будет только усиливаться. Поэтому нельзя исключать формирование спирали заработной платы и цен. Однако более вероятен сценарий, при котором рост заработной платы произойдет в среднем на 8% в этом году (6,9% в первом квартале). Таким образом, он также будет значительно отставать от инфляции, которая в этом году ожидается на уровне 17,5%. Это означает, что покупательная способность населения снизится примерно на 10%. Ожидается, что инфляция достигнет максимальной отметки (22-23%) в ближайшие месяцы и останется близкой к 20% до начала следующего года с учетом повышения тарифов ЖКХ.
Уже сейчас большая часть общества начала тратить свои сбережения, чтобы сводить концы с концами. Индикатор настроений домохозяйств сигнализирует о серьезных опасениях по поводу финансового положения семьи в связи с приближением отопительного сезона. Меры государственной помощи немного помогут, но обществу все равно придется затянуть пояса потуже.
Мы уже видим первые признаки снижения спроса. В июне количество товаров, реализованных в розничной торговле, уменьшилось. Данные коммерческих банковских карт также показывают, что хотя граждане тратят больше, потому что все дороже, на выделенные средства можно купить меньший набор товаров и услуг. Спрос на услуги начнет существенно снижаться ближе к осени. Также искажение рынка труда скорее замедлит спрос. Значительное падение потребления домашних хозяйств ожидается во второй половине года. Как более слабый спрос, так и более низкие мировые цены на сырьевые товары начнут охлаждать инфляцию. Но отступление будет медленным, так как нехватка природного газа будет удерживать цены на различные энергоносители на высоком уровне. Ожидается, что в 2023 году средняя инфляция по-прежнему будет находиться на высоком уровне в 7,5%. В начале года она еще будет на уровне 20%, а в конце года будет близка к 3%. Покупательная способность и потребление домохозяйств начнут более значительно восстанавливаться во второй половине 2023 года.
Инвестиционная активность во втором квартале ослабла, скорее всего, из-за снижения объемов строительства. Промышленность в значительной степени смогла заменить материалы, которые ранее импортировались из России и Белоруссии, но задержки с поставками и высокая стоимость замедлили строительство и задержали реализацию проектов. Хотя частные инвестиции в снижение зависимости от природного газа в настоящее время значительно растут, в целом инвестиционная активность очень осторожна. Геополитическая ситуация также может снизить интерес иностранных инвесторов к нашему региону. Кроме того, представляется, что государственным органам не удалось обеспечить плавный переход между периодами планирования средств ЕС и приходом средств ЕС и, соответственно, задерживаются государственные инвестиции в экономику. Однако ожидается, что эти притоки значительно увеличат инвестиции в течение следующих двух лет.
Объемы промышленного производства и экспорта товаров, хотя и более медленными темпами, продолжают расти, а заказы от зарубежных партнеров по-прежнему превышают средние многолетние показатели. Однако спад уже виден в крупнейшей подотрасли обрабатывающей промышленности - деревообрабатывающей. С учетом замедления экономического роста и проблем с поставками газа в странах наших торговых партнеров во втором полугодии внешний спрос будет снижаться и по другим товарным группам. Рост экспорта значительно замедлится.