Необходимость существенной поддержки фармацевтической промышленности по всей Европе отметила директор Кластера химических веществ тонкого органического синтеза, биоцидов и смол Европейского совета химической промышленности Мэгги Сайкали.
Находясь в Латвии, она указала: наряду с другими мерами поддержки отрасли важно укреплять цепочки поставок фармацевтической продукции Европейского союза (ЕС) — и главным образом независимость от Азии.
Таблетки резко дорожают
С 2021 года объем продаж химической продукции в ЕС значительно сократился, сообщила Мэгги Сайкали, представитель Европейского совета химической промышленности. Только в Латвии химическая промышленность представлена 275 активными предприятиями, чей общий оборот превышает 700 миллионов евро, 24% которого составляют фармацевтические препараты. Лекарства нужны и будут нужны миру — этому способствует как старение населения, так и улучшение доступности медикаментов.
Цены на лекарства во всем мире за последние три года выросли на 16%, и ожидается, что в ближайшие пять лет они вырастут еще на треть, указывает эксперт. Однако реальность фармацевтической отрасли ЕС совсем не так радужна — в основном из–за растущего влияния азиатского региона, особенно Китая и Индии.
Китайский синдром
"За последние три десятилетия европейские фармацевтические компании доверили производство своих самых популярных лекарств Азии. Причины разные — существенно более низкие производственные и трудовые затраты, более удобное правовое регулирование, более простое природоохранное законодательство и т. д.
К сожалению, на сегодняшний день это привело производителей лекарств ЕС к критической ситуации — из всего объема произведенной продукции только четверть производится в Европе, к тому же вместе с производственными процессами в другие части света утекают и основные технологии. Доля ЕС на мировом рынке снизилась с 53% в 2000 году до 33% в 2020 году, а многие важные продукты вообще больше не производятся в Европе", — предупреждает Мэгги Сайкали.
Долго сказка сказывается…
"И доступность основного сырья, и производственных мощностей должны стать ключевыми аспектами плана ЕС по укреплению автономии цепочек поставок фармацевтической продукции. Нам нужны сильная финансовая политика и механизмы административной поддержки, чтобы вернуть цепочки поставок в Европу и укрепить местную фармацевтическую промышленность. Но для успеха такой единый подход должен быть по всей Европе", — говорит Мэгги Сайкали.
"За последние три года мы неоднократно призывали лиц, принимающих решения в ЕС, найти способы развернуть ситуацию на 180 градусов и создать базирующуюся в Европе сильную инновационную конкурентоспособную на международном уровне и устойчивую цепочку поставок фармацевтической продукции. Нам необходимо предотвратить дальнейшую утечку знаний и производственных процессов из Европы и поддержать местных производителей инвестициями в строительство или модернизацию производственных мощностей и внедрением устойчивых производственных технологий".
Эксперт указывает, что медлить с решениями нельзя — они нужны сейчас: "Пока предложенная в 2020 году фармацевтическая стратегия Еврокомиссии и Европарламента не дает конкретных решений, но устойчивую и процветающую отрасль нельзя строить на основе слабой цепочки поставок, поэтому мы все вместе должны говорить об этом. Только так мы можем гарантировать, что жители Европы в час Х будут иметь доступ к безопасным и надежным лекарствам".
Здоровье по–латвийски
Латвия испытывает не только дефицит отечественных лекарственных препаратов, но и нехватку медиков, а также финансирования здравоохранения.
В настоящее время в Латвии не хватает 300 врачей и 8000 медсестер, утверждает президент Латвийского общества врачей (ЛОВ) Илзе Айзсилниеце.
Она сообщила, что в прошлом году на медицинское обслуживание одного жителя в Латвии государство тратило 1369 евро, в Эстонии — 2400 евро, в Литве — 2100 евро. По сравнению с Латвией в Эстонии и Литве продолжительность жизни и период экономически активной жизни населения выше, что, как подчеркивает председатель ЛОВ, также способствует экономическому развитию страны.
В опубликованном концептуальном сообщении Минздрава ЛР "О реформе системы медицинского обслуживания " (2017) говорится:
* Период жизни без болезней в Латвии самой короткий в странах ЕС — 55,3 года. В среднем по ЕС этот показатель составляет 61,8 лет.
* Смертность в Латвии в 1,5 раза выше, чем в среднем по ЕС. Среди мужчин эта разница еще больше — в 1,7 раза.
* Из–за отдаленности медучреждений или бедности регулярную медицинскую помощь не могут получить 13,8% жителей Латвии. В ЕС этот показатель составляет всего 3,3%.
...а кому мать родна
Есть мнение, что чем хуже идут дела у больного, тем лучше у его лечащего врача. Соответственно нездоровье общества сказывается на благосостоянии фармацевтов. Причем в лучшую сторону.
Общие слова можно выразить в конкретных цифрах. Так, в пандемийном 2021 году оборот 1224 предприятий медицинской и фармацевтической отрасли Латвии вырос на 24% — до 4,148 млрд евро.
Общая прибыль крупнейших латвийских предприятий отрасли в 2021 году превысила треть миллиарда евро и составила 374,241 млн евро.