К 2030 году Латвия будет потреблять на 5–10% больше электроэнергии, на 10–15% больше природного газа и тепла. Такие прогнозы сделали на парламентской комиссии по долгосрочному развитию эксперты Министерства климата и энергетики (МКЭ).
Всё, чем отапливается и освещается
Если верить данным, представленным госсекретарем МКЭ Лигой Куревской, энергетический баланс ЛР за минувший год выглядит достаточно оптимистично.
Начать следует с самого простого — с газа: здесь из потребления в 9 тераватт/часов 75% обеспечивалось сжиженным природным газом из терминала в Литве, а 25% — российским трубопроводным газом. Но это, повторимся, данные за 2022 год — теперь же составляющая голубого топлива из РФ обратится в ноль (если, конечно, не рассматривать вероятность, что в Клайпеду будут приходить танкеры СПГ, заправленные в российской Арктике). Еще до 1,5 тераватт/часов способны обеспечить местные источники биогаза — но это лишь в потенциале.
Что касается электроэнергии, то Латвия по–прежнему является нетто–импортером. Если мы использовали за год 7,1 тераватт/час, то произвели только 4,8. Генерирующие мощности на 70% покрывались возобновляемыми источниками, 30% — углеводородным топливом. Импорт электроэнергии в самом скором времени упростится благодаря синхронизации наших электросетей с прочими странами Евросоюза, а также прокладыванием подводного кабеля LASGO в Швецию.
По части тепловой энергии страна использовала эквивалент в 5,7 тераватт/час, причем у нас имелось около 100 производителей мощностью свыше 1 мегаватта. Обеспечивались котельные на 57% биотопливом, на 43% — ископаемыми источниками.
На подходе десятки электростанций
Малые электростанции, работающие на возобновляемых источниках, в т. ч. ветре — произвели в прошлом году 0,9 тераватта. Много это или мало, можно оценить в сравнении с результатами работы ГЭС Даугавского каскада — 2,7 тераватта. Зато "альтернативники" вплотную подступили к уровню производства энергии на ТЭЦ — 1,2 тераватта.
В ближайшем будущем, думается, тепловую энергию газа и мазута по валу перекроют возобновляемые источники — МКЭ заявляют о 43 резервированных мощностях вдобавок к уже 66 имеющимся.
Многоукладность латвийской энергетики объясняется природными условиями. Так, пиком производства электричества на ГЭС является апрель — время весеннего паводка, в то время как в августе выработка обычно в пять раз ниже, в январе — в три раза ниже.
Солнечные электростанции, напротив, максимум выдают именно летом. Ветряные энергоресурсы наиболее ровно распределены по временам года с некоторым преобладанием, впрочем, в холодные месяцы. Что же до ТЭЦ, то их подключают как раз для балансировки общей картины в осенне–зимний период.
Чудеса микрогенерации
Государственная корпорация Sadales tīkls (ST), ведающая содержанием и развитием электросетей в Латвии, устройством новых подключений и подсчетом использования тока, в последние месяцы стала причтей во языцех со своей непрозрачной тарифной политикой, влияющей на конечного потребителя. Придя в парламент, представители ST выступили в духе — а кому сейчас легко?
Вот посудите сами — во времена оные у нас имелись только несколько крупных электростанций, а сейчас в Латвии их 931. А также на 11 сентября 2023 года в стране наличествовало 16 454 микрогенераторов. Это может быть и солнечная панель, и ветряк, но все равно разбираться с ним нужно специалистам ST. Наибольшая доля микрогенерации относится к региону вокруг столицы.
Взрывной рост микрогенерации произошел именно в прошлом году — появилось свыше 10 тысяч новых производителей энергии на дому. Общая выработка увеличилась с 8,7 до 72 мегаватт, а к сентябрю сего года она возросла до 134,4 мегаватта.
— Каждое домохозяйство платит за то, что сети перегружены, — констатировал председатель комиссии по долгосрочному развитию Угис Митревицс (Национальное объединение). — И какими будут эти деньги, когда подключится зеленая энергетика?
Политик также отметил, что ветряные электростанции весьма изменили пейзаж Латвии. И ко всему прочему люди, живущие недалеко от этих гигантских пропеллеров, не в восторге. Так что основные надежды следует возлагать на солнышко — ведь недаром про него сочинено столько дайн!