В настоящее время в Латвии работает несколько компаний, основанных в Китае. В качестве одной из своих услуг они предлагают помощь в получении временного вида на жительство в Латвии.
Несколько десятков китайских компаний вложили одинаковую сумму – 50 000 евро. Это минимальная сумма инвестиций для того, чтобы можно было претендовать на получение вида на жительство, сообщает программа "Nekā personīga".
В августе прошлого года Латвия вышла из формата сотрудничества 16+1 с Китаем. После вторжения России в Украину внимание всего мира обратилось к Китаю как к крупнейшему и наиболее могущественному партнеру РФ, способному заставить Путина прекратить его военные преступления.
Когда стало ясно, что Китай не будет конфликтовать с Путиным, Европа решила дистанцироваться от Китая. И в Европе, и в Латвии имя Китая постоянно звучит как потенциальная угроза. Китай пытается подключиться к реализации важных проектов.
В Латвии Китай пытался участвовать в проекте «Rail Baltica». Об этом предупредили и органы национальной безопасности, и эксперты, подчеркнув, что Китаю нельзя доверять.
Несмотря на это, на протяжении последних 10 лет Китаю стабильно удавалось войти в десятку крупнейших партнеров Латвии по импорту.
Страна по-прежнему считается достаточно важным партнером по сотрудничеству. Журналистам неофициально известно, что сразу после заявления МИД о выходе из формата сотрудничества 16+1, министерство сообщения поспешило заверить китайских партнёров, что на взаимном сотрудничестве стран это не отразится, мол, важно поддерживать прагматичные отношения.
С 2020 года прямые инвестиции Китая в Латвию значительно возросли.
Если в 2019 и 2020 годах их было 22 миллиона, то в 2021 году они подскочили до 104 миллионов. В прошлом году было вложено чуть меньше – 77 миллионов. В прошлом различные страны попадали в ловушки Китая из-за его долговой дипломатии.
У китайских компаний в Латвии есть общая черта – только в этом году многим удалось привлечь несколько китайских инвесторов, почти все из которых вложили по 50 000 евро. Это минимальная сумма, необходимая для подачи заявления на получение временного вида на жительство в Латвии.
Журналистам удалось установить личность двух китайских бизнесменов, которые таким образом действуют в Латвии. Менее чем за год один из них основал девять компаний. Юридический адрес четырех из них — частный дом в Юрмале, остальных — дом в Добельском крае.
В этом доме официально зарегистрированы четыре компании, основанные китайско-британским бизнесменом Кай Даем. Он известен в Ирландии как один из крупнейших визовых брокеров и в настоящее время обвиняется там в нарушении правил программы для инвесторов-иммигрантов.
Информация, доступная на «Firmas.lv», показывает, что Кай Дай имеет британское гражданство, у него есть компании в Великобритании и Ирландии.
Начиная с прошлого года ирландская газета «Business post» много писала о деятельности бизнесмена и его компании «Huawen Foundation».
Компания выступала визовым посредником в программе ирландских инвесторов-иммигрантов. Она была введена в 2012 году для привлечения иностранцев, предлагая получить так называемую «золотую визу» в обмен на инвестиции в Ирландию.
В начале этого года программа была прекращена. Было публичное обвинение в том, что компания нарушила правила, поскольку давала взаймы деньги инвесторам. В переписке с латвийскими журналистами бизнесмен отвергает озвученные в Ирландии утверждения.
«Эти обвинения частично исходят от некоего ирландского журналиста. С нашей точки зрения, эти обвинения необоснованны, и мы рассматриваем правовые инструменты, чтобы их оспорить и правильно отразить нашу позицию», - указал предприниматель.
Кай Дай основал первую компанию в Латвии в ноябре прошлого года. Среди сотрудников компании есть и латвийское имя - женщина по имени Светлана Рейничане. Ей также официально принадлежит дом, где зарегистрирована эта и еще три компании. Журналистам не удалось встретиться ни со Светланой, ни с владельцем компании.
Практически все компании предпринимателя имеют один основной вид деятельности – покупка и продажа собственной недвижимости. Насколько нам известно, ни одна из компаний не имеет никаких прав собственности, подтвержденных в едином компьютеризированном земельном реестре страны. Также нет запросов на аренду. Сам бизнесмен также подтверждает, что на данный момент компания не имеет собственности в Латвии. Он также не скрывает, что предоставление временного вида на жительство является одним из направлений деятельности компании.
Столь же подозрительны и компании, основанные Хунъяном Лю в Латвии. В сентябре прошлого года он открыл компанию – «Latvia Investment management». Через пару месяцев была основана еще одна – «Lim Travel Transport». У обоих один основной вид деятельности – аренда и операционный лизинг автомобилей и других легких транспортных средств. В мае бизнесмен основал третью компанию — «LIM Car Rent», которая занимается услугами такси.
У компаний нет ни сайта, ни номера телефона. Все трое зарегистрированы по одному и тому же адресу, в офисном помещении в Новой Тейке. «Latvia Investment management» официально зарегистрировало два автомобиля. У других компаний машин нет. Представитель компании говорит, что на данный момент в их распоряжении 12 автомобилей и в ближайшее время ожидается еще 14. По ее словам, компания ищет клиентов через рекламу на портале ss.com, где предлагает таксистам взять в аренду свою Toyota. С владельцем компании в настоящее время связаться невозможно, поскольку он находится в Китае. Представительница компании по имени Тина, впрочем, не скрывает, что инвестиции привлекаются для обеспечения возможности оформления временного вида на жительство.
Закон предусматривает, что за сделанные инвестиции в одной компании могут получить вид на жительство до 10 человек. Одна из компаний, основанных Кай Даем, «Cantab Investment Fund», имеет ровно 10 инвесторов, каждый из которых вложил ровно 50 000 евро. Так обстоит дело и в «Latvia Investment management», основанной Хунъяном.
Исследовательница Китая призывает к осторожности. Учитывая агрессивные методы шпионажа, Берзиня-Черенкова не исключает, что инвесторы могут работать и на китайское правительство. Однако, по ее мнению, это не самая большая угроза.
«Здесь мы понимаем, что китайские нарративы не растут, если у них нет хорошей почвы уже в этой стране, и, конечно, в нашей стране есть часть населения, которая находит эти нарративы симпатичными, соответствующими мировоззрению, и вот в чем заключается риск.»
Ни одна из компаний пока не представила годовой отчет, поэтому проверить, действительно ли ведется хозяйственная деятельность, не представляется возможным.