Десинхронизация энергетики нашего региона от России и Беларуси не повлияет на стоимость электричества для потребителей. Так во всяком случае утверждают госэнергетики. Председатель правления Sadales Tīkls Сандис Янсонс при этом подчеркнул: "Мы не производители и не торговцы. Мы обеспечиваем, чтобы по проводам тек ток".
На фоне соседей по Балтии
Не часто конкретное предприятие удостаивается парламентских слушаний. Акционерное общество Sadales Tīkls (ST) выступило на Комиссии Сейма по долгосрочному развитию, так как является, во–первых, госкорпорацией (100% принадлежит Latvenergo), а, во–вторых, системообразующим звеном экономики Латвии.
"Услуга 24/7. Непрерывность действий также в кризисных ситуациях. Два перерыва электроснабжения клиентам в год", — так ST рассказывает о собственной деятельности. Разумеется: сам себя не похвалишь…
Но, по факту, в Латвии насчитывается самый низкий уровень длительных (свыше 12 часов) отключений энергоснабжения среди Балтийских государств — более чем в 10 раз ниже, чем в Эстонии, и более чем в 22 раза ниже, чем в Литве. Потери предприятия за год составляют 3,73%, тогда как в Эстонии 3,75%, в Литве 4,23%.
Разница между сетями трех, казалось бы, сходных республик, велика: в Литве протяженность электросетей на 1 клиента — на 40% меньше, чем в Латвии. Соответственно, на 1 км там 14,6 клиентов, в Эстонии — 8,4, в Латвии — 8,5.
Эстонцы, между тем, в среднем на 1 клиента потребляют примерно вдвое больше электричества, чем жители Латвии — соответственно 14 117 и 7908 киловатт/час. Литва на последнем месте — 6531.
Литва же обладает самой затратной электросетью — на 1 км это 5001 евро, в Эстонии — 4072, в Латвии — 3493.
Анализ затрат, которые ведут при подключении электричества новые клиенты, представляет ST в более выгодном свете: производственные объекты, высшие школы платят за ток примерно в 1,4 раза меньше, чем в Литве и Эстонии. В результате, подчеркивает ST, в Латвии улучшается инвестиционная среда и не раскручивается инфляционный механизм.
То же самое относится и к домохозяйствам: "Тариф в Латвии в большей части случаев выгодней или равноценен тарифам в Эстонии и Литве". С 1 января 2024 года 60% снижения фиксированной стоимости заменило новое решение "потолка прироста".
Как формируется тариф
В настоящее время в Латвии действует специальный Закон о понижающих мероприятиях чрезвычайного повышения цен энергоресурсов. Определением стоимости услуг Sadales Tīkls ныне занимается Комиссия по регуляции общественных услуг. Ежегодно происходит коррекция. Так, на период 2024 года при остатке регулятивного счета 8,2 миллиона евро было заложено снижение фиксированной части тарифа на 7–11%, переменной части на 1%.
На стоимость распределения электричества влияют: цена самого электричества; объем потребления; цена передачи; другие затраты, в т. ч. "в силу незапланированных изменений внешних нормативных актов или чрезвычайных ситуаций". Впрочем, в случае превышения доходов или непредусмотренной экономии оператор обязан снизить тариф.
Государственная поддержка предполагает прогнозируемость тарифов — так, в период до 31 декабря 2025 года максимальное возможное увеличение затрат в течение года для частных лиц составит от 2 евро (однофазное подключение на 16 ампер) до 6 евро (трехфазное на 25 ампер). На самые мощные подключения — начиная с 32 ампер, ограничения тарифов не распространяются.
Если же брать среднее домохозяйство в многоквартирном доме с наиболее распространенными характеристиками — 1 фаза, 16 ампер, 100 киловатт/часов в месяц — то в среднем счет составит 26,21 евро в месяц. Из них собственно Sadales Tīkls возьмет 28%, цена электричества составит 55%, а налог на добавленную стоимость — еще 17%.
Председатель парламентской комиссии Угис Митревицс (Национальное объединение) заметил, что никто не хотел бы вновь пережить то, с чем столкнулись в сфере электроэнергетики жители Латвии пару лет назад. Прогнозируемость затрат великое дело, особенно у монопольного предприятия.
— Если что–то подобное произойдет, то эту турбулентность возьмет на себя государственный бюджет, или государственное предприятие Latvenergo, — заявил политик. — Чтобы население не было поставлено перед фактом — мол, вам придется за все платить.