На первый план выходят юань и валюты Персидского залива.
После введения американских санкций против Мосбиржи Банк России сообщил также и о решении приостановить торги гонконгским долларом. Это сообщение появилось после того, как Мосбиржа вместе с Национальным клиринговым центром (НКЦ) и Национальным расчетным депозитарием (НРД) попала под блокирующие санкции США. По идее, ограничения должны были затронуть только доллар, однако одновременно было принято решение остановить и биржевые торги евро, поскольку страны ЕС соблюдают американские ограничения. А из-за тесной связи с американским долларом под нож ЦБ попал и гонконгский.
«[Гонконгский доллар] привязан к доллару США, и банки, которые проводят расчеты в этой валюте, традиционно применяют достаточно жесткий комплаенс, расчеты удлиняются. Поэтому для сокращения рисков было принято решение приостановить торги и гонконгским долларом», — говорится в сообщении регулятора.
Объем торгов гонконгским долларом был незначительным, поэтому утрата валюты для рынка пройдет, скорее всего, незаметно, говорит руководитель проектов ИК «Велес Капитал» Валентина Савенкова. Возможно, что в цепочке торгов есть организации, которые после введения санкций могут пересмотреть свои взаимоотношения с биржей и ее подразделениями, говорит руководитель управления развития клиентского сервиса ФГ «Финам» Дмитрий Леснов. Это может быть связано с тем, что иностранным контрагентам нужно время оценить риски вторичных санкций. «Поэтому ближайшее время будем ждать какой-то ясной позиции и дополнительной информации по этому вопросу», — говорит Леснов.
Похожая ситуация разворачивалась, когда под санкции попала СПБ Биржа в ноябре прошлого года, напоминает начальник аналитического отдела ИК «Риком-Траст» Олег Абелев. И сейчас основной вопрос, что будет дальше с торгами юанем, который становится главной иностранной валютой на бирже.
В первый день после введения санкций объемы торгов юанем выросли в полтора раза, до 184,5 млрд рублей. Тот факт, что в первый день после введения санкций торги юанем шли в обычном режиме, говорит о том, что китайские контрагенты считают риски, связанные с Мосбиржей, незначительными, говорит Дмитрий Леснов из «Финама».
Тем не менее Олег Абелев из «Риком-Траст» допускает, что возможен вариант, когда биржевых торгов и юанем тоже не будет. Теоретически возможным такой сценарий также считает Валентина Савенкова их «Велес Капитала».
«На фоне всего остального в этом нет какой-то особенной проблемы для функционирования российского финансового рынка», — говорит Савенкова. По ее словам, если этот риск реализуется, ЦБ придется применить тот же принцип перехода на формирование курса на внебиржевых торгах, как и к доллару. «Схема разработана, инфраструктура подготовлена, расширить ее на другие валютные пары вряд ли станет серьезной проблемой», — говорит она.
Олег Абелев считает, что после попадания Мосбиржи под санкции возрастает роль небольших китайских банков, которые выступают контрагентами при проведении торгов. «Очевидно, что это будут некрупные китайские банки, которые в меньшей степени опасаются вторичных санкций в силу того, что они не являются существенными контрагентами в расчетах между странами Евросоюза и США», — говорит он.
Что делать инвесторам
Для физических лиц после введения санкций против Мосбиржи закрылся еще один инструмент для сбережений, считает руководитель дирекции по работе с акциями УК «Альфа-Капитал» Эдуард Харин. Как в изменившихся условиях инвестору хеджировать риски и диверсифицировать портфель?
«С одной стороны, за последние два года количество инструментов, которые частные инвесторы могли приобрести для хеджирования валютных рисков, сократилось. С другой стороны, покупка валюты — это не единственный доступный способ. Мы увидели развитие целого сегмента квазивалютных активов, долларовых облигаций с расчетами в рублях», — напоминает управляющий директор по инвестициям УК ПСБ Николай Рясков.
Замещающие облигации могут быть привлекательным инструментом для хеджирования валютных рисков, соглашается Эдуард Харин. При этом худшее, что сейчас могут сделать инвесторы — это побежать скупать доллары в кассах по любой цене. Разница между курсами покупки и продажи валюты в банках рано или поздно начнет сужаться, и лучше дождаться этого момента, говорит аналитик.
Дмитрий Леснов считает, что через некоторое время у инвесторов появится возможность хеджировать портфель через иные валюты. Для этих целей подойдут валюты, курс которых тесно связан с курсом американского доллара. Например, это может быть дирхам ОАЭ, резюмирует Леснов.
Если оценивать, как формировался курс последние полтора года, то станет ясно, что решающую роль в этом играли поступления от продажи валютной выручки экспортерами, говорит независимый экономист Андрей Бархота. В меньшей степени на курс влияет налоговая сезонность и почти совсем не влияют индикаторы рублевого денежного рынка. В итоге формируется полугерметичная экономика, в которой валютный курс будет действительно близок к рыночному. «В новой реальности это будет суверенный валютный курс. В отличие от сталинского «один доллар — 70 копеек», новый курс будет очень похож на старый», — говорит Бархота.
С тем, что определяющую роль продолжат играть продажи валютной выручки, соглашается СЕО брокера Mind Money (бывший «Церих») Юлия Хандошко. По ее словам, эти меры перевели регулирование курса в ручной режим, и такая система сохранится, если банки стран, которые не ввели санкции против России, продолжат работать с ней так же, как и раньше. И сейчас ключевой вопрос, по ее мнению, будут ли в отношении партнеров вторичные санкции.