На 4–м этаже художественного музея "Рижская биржа" появилась новая постоянная экспозиция "Бельгийское искусство. 1900–1940".
Бельгийское изобразительное искусство интересно тем, что вобрало в себя традиции, идеи, технику и приемы художественных школ Валлони, Фландрии и Франции. Отражение их мы и увидим в этой экспозиции.
Любовь и дипломатия
— Традиции там действительно смешанные, — ведет по выставке ее куратор, хранитель коллекции зарубежной живописи "Рижской биржи" Ксения Рудзите. — Открывает экспозицию работа самого начала ХХ века, одна из самых ранних работ этого периода, которая у нас выставляется впервые — большой "Портрет дамы N" Жака Делалена. Она интересна тем, что такого формата пастель редко встречается, художник тонко работает, умело передает фактуру каждого предмета, его материальность и, конечно, сама дама — очень красивая, изящная, извилистые линии фигуры отсылают нас к югендстилю, и такая легкость, воздушность — все, что свойственно столь грациозной технике пастели. Парча и газ, бусы на тонкой шее, нежная кожа с переливами — все это абсолютно живое.
Художник известен больше как анималист, но у него есть серия вот таких прекрасных женских портретов. Возможно, это его любимая женщина — недаром же ее имя зашифровано…
История этой коллекции нашего музея очень интересна. В 1927 году в Риге состоялась выставка произведений бельгийских художников, что стало ярким примером международной культурной дипломатии. В 1932 году работы 51 бельгийского художника поступили в Государственный художественный музей благодаря контактам Яниса Лаздиньша, чрезвычайного посланника и полномочного министра Латвии в Бельгии, с бельгийским государственным комиссаром по выставкам изобразительного искусства Полем Ламботом.
Лаздиньш сам увлекался искусством, и по его инициативе художники дарили свои авторские работы Латвии. 15 ноября того же года в музее открылся отдел бельгийского искусства. До 1940 года коллекция постепенно пополнялась дарами — живописными, графическими и скульптурными произведениями, медалями и кружевами.
Ныне в ЛНХМ хранится большая коллекция произведений бельгийских художников первой половины ХХ века — более 700 предметов.
По менталитету бельгийские художники близки к латышским. Много параллелей можно найти с творчеством Лиепиньша, Тидеманиса — второй вообще учился в Антверпене и напрямую был связан с бельгийской школой живописи.
Вот художник уже другого направления, Виктор Жилсу, на примере его картины "Терраса на берегу" можем говорить об импрессионизме. Он родился в семье хозяина кафе, где собирались представители богемы, творческая молодежь. Будущий художник наблюдал за их образом жизни. Правда, отец не хотел, чтобы сын стал художником. И тем не менее тот пошел по этой стезе.
Одна из жемчужин нашей коллекции — работа "Фруктовый сад" Валери де Садалера, которая была закуплена с выставки бельгийского искусства, проходившей в Риге в 1927–м. И, конечно, эта работа в традициях старой фламандской живописи, Питера Брейгеля, которого очень любил художник. Голые стволы и вся эта композиция… Садалер хотел передать всю красоту и бескрайность пейзажей его края. Здесь уже нет человеческого присутствия — вдалеке какие–то дома, село, мельница. Большую часть картины занимает бескрайнее небо. Брабантские кружева
А в этой витрине — знаменитые бельгийские, или брабантские кружева, белые и черные, работа XVII–XIX вв. Королевский музей искусств и истории в Брюсселе и Бельгийское общества друзей кружева подарили их Латвии в 1933 году. Видите, какие они разные, утонченные. Более поздние практически не отличаются по фактуре от старинных.
В технике графики представлены все знаменитые бельгийские мастера 1920–1930–х валлонской и фламандской школ. Графический раздел представлен виртуозными рисунками Армана Расанфоса и акварелью "Улыбки" Адольфа Креспена, которая демонстрирует его любовь к японской культуре.
Можно сразу почувствовать различие школ. Фламандцы более энергичные, для них важно передать форму, объем предмета через цвет, сочную фактуру, очень энергичные мазки — как в этом "Натюрморте" Альбера Савериса.
Исидор Обсомер родился в Льере, работал большими массами цвета, объема, у него присутствует геометризация. Мы видим панораму старинного Льера XVII века глазами его современников. Вот они смотрят с холма…
"Угольная шахта" Пьера Полюса — такие, казалось бы, не свойственные изящным искусствам картины входят в обиход художников первой половины ХХ века — не только, конечно, бельгийских.
У художника Эйжена Жюля Жозефа Лармана была очень непростая судьба — он потерял речь после тяжелой болезни в детстве, но развил свой талант. Общался с французскими художниками, жил во Франции. В его картинах простые мотивы — крестьяне, их дети, поля, деревня. В картине "Юность" — сочетание локальных цветов. Здесь нет таких явных нюансов цвета, но много теплого, человеческого.