В детстве я думала, что главное, от чего должны нас защитить родители и вообще взрослые – от войны. Почему-то мы все еще продолжали бояться войны в самые что ни на есть спокойно-застойные 80-е…
И вот – мир снова перевернулся, и после пандемии, которая измотала нас страхами, пришло еще более страшное – война. Самая настоящая и ужасная война идет у соседей. Совсем недалеко от нас. В латвийские школы пришли дети, которых называют диким для нашего уха словом «беженцы». Пришли дети-эмигранты (более привычное), дети «переехавшие».
Реальностью стало то, о чем мы и помыслить не могли, и я в течение этих трех месяцев довольно часто задавалась бессмысленным в общем-то вопросом: «Как же так?». Как же так случилось, что – не уберегли?
Что можем сделать мы в таких обстоятельствах? На самом деле очень многое: обнимать детей. Своих и чужих (после получения разрешения). Очень внимательно слушать, если что-то говорят. Если не говорят – не лезть. Дать время на осмысление – потом сам(а) начнет спрашивать, если почувствует доброжелательное спокойствие.
А чтобы почувствовал(а) – надо это доброжелательное спокойствие излучать. Быть мамой-опорой, бабушкой-подмогой, доброй и милой крестной. Быть сильной и уверенной в том, что все будет хорошо. И самой верить в это прежде всего!
Еще хорошо бы помнить, что, конечно, мороженое и торт на праздник – это круто, здорово и очень важно. Но умение уместно спросить, когда ваш колючий 12-летний подросточек о чем-то напряженно молчит – еще важнее. Мочь не сорваться и не наорать на бьющуюся в капризе 5-летку – еще важнее. Не лезть в душу (и не смеяться и относиться всерьез!) к 17-летнему(ей) человеку, пытающемуся сделать важный выбор – стать геймером, топ-моделью или рок-звездой – важнее.
Быть адекватной, понимающей, поддерживающей, защищающей от ужасного мира, но объясняющей красоту и богатство мира – вообще сложнейшая работа. Которую никто за нас не сделает.
Так что попразднуем с прекрасными нашими десертиками со стр. 54 – и вперед. Любить, обнимать, защищать.
Инна Авина, главный редактор