“Понятно, что все это давно нужно было сделать - перезахоронить павших и убрать эту пушку. Но как только мы начинаем об этом говорить, Российское посольство начинает возражать и все затягивается. Мы были готовы провести исследование возможного захоронения, и если там действительно похоронены три красноармейца, то мы можем перенести их останки на Братское кладбище второй мировой войны. У нас уже со всеми была договоренность, но тут послы сменились и началось торможение”, - рассказывает в интервью Элите Вейдемане бывший мэр Екабпилса, ныне депутат самоуправления Райвис Рагайнис, перевод Press.lv.
“Фактически мы уже сделали три шага из четырех необходимых, чтобы убрать этот памятник. А сейчас - боюсь, это скандал на международном уровне и Россия может прислать нам новую пушку взамен той - что тогда мы скажем? Это же будет невероятно унизительно”, - говорит Рагайнис. - “То, что было сделано - на самом деле - медвежья услуга. Мы же могли все сделать солидно”.
Когда послом России в Латвии был Вешняков, у самоуправления почти вышло договорится о перенесении этого объекта. Но Вешняков ушел и переговоры затихли.
Событие, которое потрясло портовый город Екабпилс было таких смешным, что сразу отразило всю трагикомичность навечно увязших в болоте добрососедских отношений между Латвией и Россией . В ночь на 24 февраля неизвестный кружок людей снес символ оккупации местного значения, сказав, что если дума не может, то сможем мы.
Скорее всего это сделать было непросто, произведённая в 40-х годах 76-миллиметровая пушка M1942 (ZiS-3) весила 1,2 тонны. В Крустспилском “памятнике” не были использованы все ее части, но все равно орудие было настолько тяжелым, что даже трактор основательно просел, пока снимал ее с постамента.
Хотя этот «памятник» был создан в память о красноармейцах, он также использовался в Корейской войне, Вьетнамской войне, войне в Афганистане (1979-1989 гг.) и других военных конфликтах при любезном участии СССР.
За то, чтобы убрать этот “памятник” Екабпилская дума и российская сторона бились годами. Ствол пушки нацелен на городской дом культуры. Но никто точно не знает, что находится под мемориалом, возможно “освободители” Крустпилса Куприянов, Шарикалов и Газеев. Но может и нет, потому что, согласно данным из российских архивов, они умерли в других местах и в разное время. Тогда, возможно, там спят немецкие оберштурмфюрери Кронштейн, Штутхоф и Гинзман? Не понятно также, почему советская сторона была настолько непочтительна и закопала павших на краю дороги, а не на кладбище.
Пик политического замешательства пришелся на День независимости 4 мая 2019 года, когда в Екабпилсе прошел парад НВС. Наши солдаты и президент Раймонд Вейонис торжественно прошли мимо этого малого символа оккупации. Надеюсь, отцы города хотя бы его какой-нибудь тряпкой прикрыли?
Перипетии с “памятником” в том самом 2019 году продолжились. Когда “Неаткарига” задала думе вопрос о его дальнейшей судьбе, заместитель председателя Екабпилской думы Кристине Озола ответила так: “Руководство Екабпилсской городской думы готовит письмо для подачи в Министерство обороны Латвийской Республики с просьбой о выдаче разрешения на исследование, зондирование и эксгумационные работы в месте захоронения павших во Вторую мировую войну солдат (Ригас 205, Екабпилс), а также их перезахоронение и перемещение стоящего над могилой орудия на Братское кладбище. (..) Территория парка (..) находится в очень плохом, разрушающем состоянии, и существует острая необходимость в реконструкции и благоустройстве территории парка».
В свою очередь, говоря о бюджете Екабпилса на 2021 год, было распространено сообщение о том, что самоуправление Екабпилса включило в бюджет средства на благоустройство мемориала Второй мировой войны в размере 20 000 евро. Местные жители выступили против этого, потому что памятник «выражает поддержку преступлениям и идеологии советского режима». Озола попыталась оправдаться, что средства выделены на благоустройство парка, а не для реставрации мемориала. А в заявлении просто неудачная формулировка.
Ну пусть будет так. Понадеемся, что парк действительно приведут в порядок. Но нужно отметить пару важных моментов. Есть такой закон «О Соглашении между Правительством Латвийской Республики и Правительством Российской Федерации о статусе латышских захоронений на территории Российской Федерации и статусе российских захоронений на территории Латвийской Республики» и координируется он Министерством обороны, а технически исполняется Комитетом братских кладбищ. В октябре 2019 года самоуправление Екабпилса получило письмо от Министерства обороны Латвийской Республики о поддержке плана, а в июне 2020 года - письменное разрешение от «Комитета братского кладбища» на исследования, зондирование и эксгумацию останков солдат. И что из этого уже было сделано к моменту сноса «памятника»?
Международная дипломатия и местная переписка пусть останутся на других полках. Интересно другое: наше собственное отношение к факту сноса “памятника”. Общественное ТВ в среду показало сюжетец, которому не хватало лишь одного акцента: публичного и официального проливания слез по поводу кражи символа оккупации. В соцсетях тоже было много удивительного - люди писали про “надругательство над родными могилами” и “переписывание истории”. Конечно, конечно формально уборка этого зеленого мусора с постамента является вандализмом, но сколько лет еще ждат пока эту пушку уберут официальные власти? Ожидание поднадоело и люди сделали то, что властям, скажем так, легальными и допустимыми способами, нужно было сделать уже давно.
А сейчас вышло так, как недавно метко подметил Андрей Файбушевиц: “Те, кто очистил страну от оккупантских символов - преступники. Те, кто пробует переписать Сатверсме, используя свои привилегии судьи - “демократы” и “королевы”.”
Очень надеюсь, что Госполиция не станет проявлять свое знаменитое профессиональное рвение при поиске тех, кто снес “памятник” и закроет процесс “за отсутствием состава преступления”. Есть много настоящих нераскрытых преступлений, поэтому лучше использовать свои ресурсы для этого, а не на поиск старого хлама, который, скорее всего, уже находится в пучине Даугавы!".