Как выяснилось, акт дарения Рижской думе бронзового Пушкина ни автор изваяния, выдающийся скульптор Александр Михайлович Таратынов, ни тогдашнее думское руководство как следует не оформили.
По мнению ряда юристов, ныне Таратынов как единственный владелец и наследник этого произведения искусства имеет полное право забрать его в Голландию, где много лет живет.
Портал bb.lv связалась с Александром Михайловичом и получила информацию из первых рук:
— В 2009 году, когда памятник устанавливали, не были должным образом оформлены документы о праве собственности на него. Поэтому по логике я — единственный собственник скульптуры и претендую на то, чтобы мне ее вернули, если не объявится другой собственник.
Месяц назад, когда появилось решение Рижской думы о сносе памятника, я написал письмо мэру Риги с тем, чтобы мне его вернули. Они ответили, что у них есть акт передачи скульптуры от Пушкинского общества Латвии. Но с юридической точки зрения Пушкинское общество неправомочно в этом плане, ибо не является собственником изваяния.
Я обратился в Центральный офис Европейского агентства по авторским правам, который находится в Голландии, и оттуда связались с дочерним филиалом в Латвии. Латвийский представитель проинформировала Агентство по памятникам Рижской думы, что есть такой прецедент.
Здесь вступает в силу пункт о нарушении авторских прав — я изваял скульптуру для установки в городском публичном пространстве, а не в качестве станковой, предназначенной для закрытых помещений, — продолжает Александр Михайлович Таратынов. — Передача Союзу художников Латвии памятника тоже не была согласована с автором. И третье возможное нарушение авторских прав в том, что если памятник разделили с постаментом, на котором он стоял, это тоже прецедент. Но я точно не знаю, разделена ли скульптура с постаментом.
В Голландии меня поддерживают и предлагают как идею возможные места для размещения скульптуры Пушкина в своей стране — у наследного замка семьи Дантесов или у Лейденского университета — он с углубленным изучением литературы, и в городе Лейдене много памятников литераторам. Или я размещу памятник в моем личном музее в Голландии.