Уже много лет подряд обсуждаются различные идеи "как нам обустроить набережную", кипы идей пылятся на полках, а как вдоль Двины было "многополосное шоссе", так и остается. Почему?
Убежать от реки
В этом году по инициативе "Группы–93" был проведен пятый "хакатон" — встреча дизайнеров, инвесторов, разработчиков и других специалистов, посвященная теме набережной Риги. Всех участников разделили на семь групп, собрав воедино "противоборствующие" стороны: исполнительную власть и законодателей, архитекторов, велосипедистов, колясочников, девелоперов.
Вашего корреспондента определили в команду, в которую собрали представителя Департамента развития, "Ригас межи", двух архитекторов, представителей двух компаний недвижимости, расположенных как южнее Островного моста, так и севернее Вантового, и представителя общественной организации "Город для людей".
Архитекторы — полетом замыслов "высоко в облаках", департамент в проектах на три пятилетки вперед, а также компании недвижимости стремились "минусы" превратить в "плюсы". Поэтому первым делом пришлось рассказывать, что им такое или вот такое решение никогда не согласуют.
Но спозаранку у меня было совещание в Ратуше, оттуда пришлось бежать в квартал Красных амбаров, где в концертном зале развернулось действо. От Каменного моста до Спикеров транспорт не ходит, и даже остановки нет. Через Московскую пешеходного перехода нет. И пришлось на холодном и порывистом ветру, хочешь не хочешь, а быстрыми перебежками двигаться по пустынной набережной. На ней совершенно ничего нет такого, что могло бы привлечь людей. Наоборот, хочется скорее добраться до нужного места и уйти оттуда, чтобы укрыться от ветра.
Убрать ветер
Как ни странно, команда именно от этого и оттолкнулась: "Убрать ветер!". Архитекторы принялись генерировать идеи. Да, убрать ветер невозможно, но "минимизировать" его последствия — вполне. А это можно сделать, если примерно каждые 200–300 метров расположить объекты притяжения: кафе с побочной инфраструктурой, с туалетами, чтобы у людей хотя бы появилась цель оказаться на набережной. Такие пункты означили по транспортному "пит–стоп".
А пока на набережную даже столичные гиды туристов практически не водят. Потому что получилось бы как у Алисы с Бараньим Боком в Стране Чудес: "Даугава, знакомьтесь, это — туристы! Туристы, позвольте вам представить — это Западная Двина". И все. Больше там, кроме как стоять на ветру, делать нечего.
По правилам хорошего тона экскурсантов надо вести дальше вперед, а не возвращаться обратно. А вот "дальше вперед" от Каменного моста до подземного перехода набережной Ген. Радзиня никаких переходов через дорогу нет. Да, променад красивый, но совершенно пустой, ниже уровня проезжей части турист оказывается между стеной за которой шумит автомагистраль, и неспешными волнами Двины. На этом все развлечения заканчиваются.
Кататься и целоваться
Сейчас не буду останавливаться на результатах "мозгового штурма" других команд, предложивших плавающие платформы, набережные для поцелуев, катания на водных велосипедах и корабликах. Все это упирается в массу нормативных актов и посему практически безнадежно. Этого "никто никогда не согласует".
Другие команды в своих планах разгулялись водными мотоциклами и паромами, забыв при этом создать пристань у Каменного моста — единственного места вдоль всей набережной, где есть остановка общественного транспорта. Как потом выяснилось, места для пристаней они "брали наобум". А демонстрируя будущее набережной, почему–то показывали пляжи экзотичных мест. Вероятно, они на берегу Двины под президентским дворцом сами лично загорать не пробовали. А идея закрывать набережную по выходным для транспорта, чтобы там люди гуляли, вызвала критику прямо в зале.
Вероятно, им неведомо, с какими проблемами закрытие набережной связано. Никто не обращает внимание на мелочи. А ведь и перекрытие набережной, и обеспечение безопасности для массовых гуляний — это весьма крупные расходы. Ладно, один раз можно пикник устроить, второй раз — Новый год встретить, Иванов день отметить. А вот на 110 выходных дней в году активностей там не напасешься.
И наша команда пришла к выводу, что если развивать набережную и наполнять ее публикой не только в день митинга протеста или парада, а повседневно, то реалистично это лишь таким способом: руководство города само должно подготовить необходимые проекты временных сооружения для "пит–стопов", определить дизайн объектов общепита как якорных объектов, согласовать проведение электричества, воды и прочих коммуникаций в "пит–стопы".
Вероятно, надо быть готовым и к археологическим раскопкам, веди набережная очень древний элемент городской среды и там обязательно найдутся следы ранних цивилизаций: те же старые береговые укрепления. Чтобы избежать подобных раскопок, все строения должны быть временными, лишь тогда не требуется зарываться в землю глубже 20 сантиметров, то есть до археологических раскопок можно и не дойти.
Для простого частного инвестора с павильоном–кафе такие требуемые к исполнению бюрократические процедуры неподъемны. Поэтому выход может быть таким: инфраструктуру разрабатывает, согласовывает в ответственных инстанциях и создает самоуправление. И потом оно может сдавать операторам кафе, закусочных и других мест привлечения публики.Так как глава комитета развития тоже посетила мероприятие и презентацию идей посмотрела, теперь весь вопрос в том, какие свежие потоки креативных мыслей она возьмет на вооружение.
Ненужная земля
Кстати, не был дан ответ по сути самой идеи, зачем вообще ветреную набережную, с учетом рижской погоды, пытаться сделать "как в других европейских городах". Если у нас десятилетиями набережная не привлекала прогуливающуюся публику, а пароходиков для катаний по Двине с каждым годом все меньше? Тот факт, что набережная, это — ценность города, осознать надо. Но если там ветрено и неуютно, аншлагов она собирать не будет.
Но чтобы все хорошие идеи снова не сдул промозглый ветер, Департаменту развития следовало бы поручить создать экспериментальный проект на грядущее лето из нескольких временных сооружений, где можно скрыться от ветра, выпить чашку кофе с булочкой, посетить удобства, возможно — предусмотреть "сувенирные лавки", а Департаменту образования, культуры и спорта поручить создать визуальное наполнение и продумать культурную программу. Это не требует огромных затрат, но тогда станет понятно, если на набережной начнется хотя бы какая–то "активность", то станут ли люди туда приходить и приезжать, чтобы прогуляться, выпить кофе и провести время.
Или набережная так и останется безлюдным, продуваемым ветрами местом, отделенным от "внутреннего города" потоками транспорта, мчащимися между мостами. Такой аккуратной прибрежной полосой, на которой нет ровным счетом ничего, ради чего туда стоило бы прийти и находиться.
Вадим ФАЛЬКОВ.