Похоже, оргкомитет Пекина–2022 провернул то, чего не удавалось большинству организаторов Олимпиад. В Китае создали запоминающийся талисман, который хотят абсолютно все.
"Дунь Дунь" с китайского — здоровый, крепкий, жизнерадостный, а "Бин" — лед. Плюшевый вариант ледяной панды стал мегапопулярным, но болельщикам крайне непросто добраться до заветного талисмана. Правда, у спортсменов все же есть один верный способ заполучить маскота. А еще — желанный: панду дарят всем призерам на память. "Сейчас в Олимпийской деревне дефицит Бин Дунь Дуней. Мне нужен еще один! У меня двое детей — нужно два, — шутит конькобежец Руслан Захаров, который уже взял одно серебро в командной гонке. — Вчера ходили в сувенирный магазин, там нереальная очередь. Привозят по несколько штук по расписанию. Проще получить его, выиграв медаль".
Товар действительно настолько редкий, что у фигуриста Марка Кондратюка даже спросили, готов ли он продать панду. "Нет, конечно, это наш талисман", — ответил олимпийский чемпион.
А вот пост китайского сноубордиста Су Имина в соцсети Weibo после завоевания серебра: "Несколько дней назад, когда я увидел китайскую команду по конькобежному спорту, стоящую на подиуме с Бин Дунь Дунем, я очень завидовал. Понял, что благодаря усилиям я тоже мог бы заполучить его. У меня получилось, я очень счастлив. Надеюсь на то, что выиграю больше Бин Дунь Дуней".
Иногда панды продаются по предзаказу или с ограничением в одни руки. Достается точно не всем — на полках Дунь Дуни не задерживаются. В главном пресс–центре Пекина очереди еще длиннее. "Я бы предпочел провести дома этот час, но дети очень его хотят", — передает Bloomberg слова 54–летнего Дун Яньсюэ, который пришел в очередь со стулом, едой и пивом. Он рассказал, что до этого уже купил одну игрушку для племянницы, но ради этого пришлось простоять в очереди две ночи.
Ажиотаж вокруг талисмана появился прямо со старта Игр. Помогает мемность панды: она танцует на церемонии открытия, пытается протиснуться через двери и падает, когда пытается прыгнуть. Популярность разрослась еще сильнее, когда о ней заговорили председатель КНР Си Цзиньпин и принц Монако Альбер II. Во время дипломатического визита гостю подарили небольшую фигурку панды, и принц обратился к дарителям: "Не могли бы вы оказать мне большую услугу — могу ли я взять вторую фигурку? У меня близнецы, и если я привезу только одну…"
Конечно, гостю не отказали, а позже Си Цзиньпин упомянул об этом на встрече: "В качестве сувениров для детей вы выбрали двух потрясающих Бин Дунь Дуней. Надеемся, что, повзрослев, они станут такими же увлеченными и талантливыми в зимних видах спорта, как вы".
На самом деле ситуацию с маскотами усугубил дефицит поставок, так как церемония открытия пришлась на середину празднования китайского Нового года. В момент резкого роста спроса многие фабрики оказались закрыты. 6 февраля представитель оргкомитета Игр Чжао Вэйдун заявил на брифинге, что они пытаются исправить ситуацию. "Сейчас мы прилагаем усилия для координации производства и поставок Бин Дунь Дуней", — сказал Вэйдун.
Но пока предложения не было, его создавали перекупщики. Те, кто не хотел стоять в очереди, платили аж в 17 раз больше розничной цены. В интернете цена на сувениры достигла 500 долларов, поэтому реагировать пришлось даже китайской полиции. Она призвала не покупать товар у спекулянтов и наказала минимум трех человек за взвинчивание цен. Зато позиции лицензированных производителей Бин Дунь Дуней растут. В первые дни ажиотажа их акции выросли на 10 процентов.
Всего оргкомитет Игр–2022 разработал 16 категорий и больше 5000 лицензированных продуктов, включая значки, брелоки, игрушки, изделия из драгоценных металлов, керамические изделия, одежду и аксессуары. Выручка от продажи лицензионных товаров превысит 2,5 млрд юаней (395 млн долларов).
Кстати, всю мимишность образа Бин Дунь Дуня чуть не разрушило ТВ. На прошлой неделе Центральное телевидение Китая провело эфир с участием талисмана. Как обычно, он радостно подпрыгивал, а затем вдруг заговорил. Конечно, это был не мультяшный детский голосок. Как пишет Wall Street Journal, говорил мужчина средних лет с отчетливым северо–восточным китайским акцентом. В самом голосе нет ничего плохого, но он оказался слишком неожиданным для зрителей, которые привыкли к милому талисману. "Пожалуйста, дайте мне еще одно ухо, которое еще не слышало, как говорит Бин Дунь Дунь", — заявил один из зрителей.
Впрочем, китайский интернет при желании может забыть все. Так случилось и на этот раз: цензоры быстро удалили видео и подчистили хэштег "Бин Дунь Дунь говорит" в Weibo. Затем китайские медиа успокоили жителей — талисман из ТВ–эфира оказался самозванцем. Власти распространили заявление эксперта по правовым вопросам из оргкомитета, который заявил, что по контракту Бин Дунь Дунь может издавать только бормотание. Организаторы очень заботятся, чтобы талисман был гендерно–нейтральным и воздерживался от разговоров.
Пресс–фото.