"Пришло время подумать о введении чрезвычайной ситуации", — в понедельник вечером, после заседания правящей коалиции, заявил премьер Кришьянис Кариньш. Казалось бы, после таких слов главы правительства объявление режима ЧС должно было стать лишь формальностью, тем более что на следующий день было назначено внеочередное заседание Кабмина.
Пять часов и… нулевой результат?
Само внеочередное заседание продолжалось почти пять часов! Но каково же было удивление журналистов и общественности, когда оказалось, что за пять часов министры смогли договориться только о введении новых, прямо скажем, микроскопических ограничений. Понимая странность ситуации, премьер уже во вторник вечером заявил о том, что правительство, мол, концептуально договорилось об объявлении ЧС, но это случится лишь в пятницу, когда министры снова соберутся на внеочередное заседание.
Что же произошло? Почему в разгар второй волны пандемии, когда распространение вируса полностью вышло из–под контроля, власти медлят с принятием необходимых решений?Удивительно, но факт: оказалось, что, во–первых, вопрос о введении ЧС даже детально не обсуждался на заседании правящей коалиции в понедельник. Иными словами, свою идею–фикс о необходимости "подумать о ЧС" господин Кариньш озвучил уже после заседания коалиции. О чем же тогда битый час говорили политики на заседании? Загадка… Разумеется, отдельные министры — прежде всего из Новой консервативной партии — в понедельник вечером публично не согласились с предложением Кариньша.
Идеи есть, законопроекта — нет
Во–вторых, ко вторнику, то есть к внеочередному заседанию правительства, чиновники госканцелярии и министерств не получили никакого задания готовить законопроект о ЧС. В результате внеочередное заседание, как можно было понять, превратилось в полунаучно–политическую дискуссию о жизни в условиях пандемии. Часть министров склонялись к тому, что еще не пришло время вводить ЧС, поскольку до лета, когда вторая волна может ослабнуть, еще очень далеко, и если ввести ЧС сейчас, то население уже зимой устанет от введенных ограничений. К тому же чрезвычайная ситуация очень сильно ударит по только начавшей оживать экономике. По слухам, скептически к ЧС отнесся министр экономики Янис Витенбергс (KPV LV). Оно и понятно: бизнес в случае ЧС побежит с просьбами и мольбами о помощи именно в Министерство экономики.
Если уж премьер действительно считает, что настала пора вводить ЧС, то почему не был подготовлен соответствующий документ? Вообще поразительно, что правительство не использует свой же весенний опыт, когда решения принимались оперативно и главное — показали свою эффективность.
Лето красное пропели…
Странностей в поведении правительства очень много. У властей было по меньшей мере три месяца, чтобы подготовиться к ожидаемой второй волне пандемии. За это время можно было и решить вопрос с созданием дополнительных ковидных отделений и боксов для изоляции больных с уже подтвержденным диагнозом Covid–19. Было достаточно времени и для того, чтобы создать некий кадровый резерв — договорить с бывшими медиками об их возможному возвращению в систему здравоохранения с получением соответствующих финансовых бонусов и возможностью бесплатной переподготовки. Также минздрав мог и закупить достаточное количество вакцин от гриппа, понимая опасность параллельного распространения гриппа и Covid–19. Но ничего этого не было сделано. НИЧЕГО.
"После первой чрезвычайной ситуации у правительства было достаточно времени, чтобы подготовиться ко второй волне кризиса. Однако нынешние хаотичные действия указывают на то, что часть важной домашней работы не было сделана, и теперь возникли опасения в готовности правительства и госучреждений к чрезвычайной ситуации", — заявил вчера председатель комиссии сейма по публичным расходам и ревизии Каспарс Гиргенс (KPV LV) — кстати, родной брат министра внутренних дел Сандиса Гиргенса.
О хаосе свидетельствуют и противоречивые заявления министра здоровья Илве Винькеле и чиновников министерства. То они говорят о том, что максимально стационары во всей Латвии могут принять до 250 больных Covid–19. То эта цифра возросла до 500… Вчера госпожа Винькеле уже заявила, что в случае необходимости можно будет создать ковидную больницу прямо в выставочном центре "Кипсала". Правда, министр не сообщила, кто будет там работать. Где взять такое количество врачей и медсестер?
Осторожный режим ЧС
Пока ясно только одно: в пятницу все–таки большинство членов Кабмина проголосуют за принятие закона о ЧС. В пользу введения ЧС высказался и президент Эгилс Левитс, к которому правящая коалиция до сих пор прислушивалась. Пока планируется ввести чрезвычайную ситуацию в стране на три недели. Но уже ясно, что режим ЧС будет более мягким, чем весной. В частности, школы полностью закрывать правительство не хочет — по крайней мере учащиеся 1–4–х классов продолжат очное обучение. Видимо, это продиктовано финансовыми соображениями — ведь если малышей отпустить по домам, то тогда родители будут вынуждены или работать удаленно (если специфика работы позволяет), или уйти на пособие по простою, а это огромные траты из госказны.
Очевидно одно: правительство почему–то решило не следовать своей же весенней "истории успеха", оно действует непозволительно медленно, к тому же и не пытается даже создать видимость единства. Способствует ли это самодисциплине латвийцев, к чему политики все время призывают население? Этот вопрос нынче является риторическим.
Абик ЭЛКИН.