Министерство среды и регионального развития Латвии нашло в стране новый клондайк — или, иначе, нашу "Нокиа". Ежегодно в ЛР собирается 25 000 тонн ила из сточных вод. Рачительному применению его в народном хозяйстве посвящено информационное сообщение министра Артурса Томса Плешса (Развитию/За!").
Это только кажется, что Латвия — маленькая: в течение года в стране подвергается очистке примерно 200 миллионов кубометров (т. е. примерно столько же тонн) сточных вод. Для сравнения: объем водохранилища Рижской ГЭС составляет около 330 млн куб. м. То есть латвийским жителям и компания потребуется всего полтора года, чтобы слить воды и нечистот, которые могут заполнить огромное водохранилище.
Справедливости ради отметим, что с 2008 года сточные воды в Латвии сами по себе становятся чище, наблюдается понижение количества азота и фосфора (данное явление можно объяснить уменьшением вносимых удобрений).
С другой стороны, неизменным фактором является устаревшая ливневая канализация, в которую попадают бытовые сточные воды, слагаемые из физиологических и гигиенических нужд. Отдельно проистекает водная жизнь производств, чьи отходы не подвластны биологической фильтрации на очистных сооружениях — и им необходима очистка химическими методами.
Добавим, что в XXI веке в государстве ЕС и НАТО около 15% населения остается не подключенным к системам централизованного сбора и очистки сточных вод — они используют "иные канализационные решения".
В итоге, как констатировало Министерство среды и регионального развития, "Латвия не проводит регулярные исследования об уровне микробиологического загрязнения в иле сточных вод или их продуктах, в связи с чем не доступны долгосрочные достоверные данные о достаточности имеющихся методов обработки и переработки ила, чтобы нейтрализовать микробиологические загрязнения. Очень небольшие объемы ила сточных вод используются для рекультивации и озеленения деградировавших площадей".
Положительным примером могут являться очистные сооружения Риги, производящие около 2000 т метана в год. Часть предприятий водоканала сдает ил производителям биогаза, однако у последних "дальнейшая и долгосрочная деятельность в настоящий момент неясна в силу изменений в регулировании закупок электроэнергии".
"Таким образом, существует риск, что объемы целесообразно используемого ила продолжат сокращаться, — предупреждает ведомство. — Данная ситуация на предприятиях водного хозяйства очень беспокоит". Поэтому до 1 июня 2022 г. Министерства среды и регионального развития, земледелия и экономики должны постараться создать механизм "возврата в оборот энергетических и питательных веществ", уже пропущенных через организмы населения.
Забитая ливневая канализация — бич Риги.
Николай КАБАНОВ.