С памятниками, памятными знаками, обелисками, мемориальными табличками и другими объектами памяти, установленными во времена советской власти, самоуправления должны будут расстаться не позднее 15 ноября.
Напомним, что Кабинет министров уже успел утвердить и список тех объектов, которые необходимо демонтировать. Речь идет о 69 объектах, причем список еще может быть пополнен. Хотя закон предписывает принять список до 31 июля.
Таким образом, до выборов, то есть до 1 октября, «вопрос памятников» де-юре будет закрыт и политики, по существу, уже не смогут использовать его в предвыборной борьбе. Значит ли это, что у политиков на этапе выборов не будет других тем, дабы отвлечь населения от куда более актуальных проблем? Конечно же нет!
Одна такая «пустая» тема уже обнаружилась – речь идет о переименовании улиц. Причем это как раз тот случай, когда «есть у переименований начало, нет у переименований конца». Целый ряд общественных активистов не просто предлагает, а требует покончить по существу «со всем русским» в названиях улиц. То есть отказаться от названия улиц в честь Пушкина, Тургенева, Лермонтова…
«Не те» писатели!
Как вы понимаете, эти, без преувеличения, великие русские писатели не имеют никакого отношения к советской власти и коммунистам – они жили задолго до Октябрьской революции и прихода советской власти в Латвию. Но в порыве ненависти к сегодняшней России нам предлагают «зачистить» все, что связано с русской культурой.
При этом звучит такой «довод»: мол, в мире полно великих писателей и поэтов других национальностей – почему их именами улицы не названы, зато увековечена память именно русских писателей.
«Под раздачу» попал и Андрей Сахаров, который был не только советским диссидентом, но с началом Атмоды активно, будучи депутатом Верховного Совета СССР, поддерживал свободу и независимость стран Балтии. Однако и его уж очень неправильная фамилия смущает нынешних ревизионистов.
Мы знаем, что вы делали при советской власти…
Понятное дело, что попутно будут «проанализированы» биографии и представителей латышской культуры, память о которых тоже увековечена в названиях улиц. Он был знаменитым писателем, но при этом еще и состоял в КПСС и даже получал «при Советах» какую-то премию? Тогда нам память о таком писателе, пусть даже очень известном, не нужна!
А если известный деятель латышской культуры умер еще до прихода советской власти? Здесь тоже есть «решение»: например, звучат призывы переименовать улицы, названные в честь писателей, поэтов и других деятелей культуры, которые во времена Первой республики были «левацки» настроены, а стало быть, автоматически симпатизировали большевикам и советской власти.
«Это мы так далеко зайдем!» – на днях заявил журналистам руководитель самоуправления одного провинциального городка. Наивный он человек! В этом-то и задача многих политиков – отвлечь внимание населения от насущных экономических проблем и заставить их «воевать с прошлым».
Дискуссия уйдет вдолгую
А зайти действительно можно далеко. Так, кто-то из историков (и не только) может поставить и вопрос о том, насколько в демократической стране уместно называть улицу или проспект именем, например, Карлиса Улманиса, который узурпировал власть, растоптав Сатверсме! А затем смиренно сдал страну советской власти, точнее – кровавому сталинскому режиму.
В любом случае, как вы понимаете, дискуссию о переименовании улиц можно растянуть явно до выборов. Ведь параллельно будут вестись споры по нюансам биографии и тех персонажей, память о которых хотят увековечить вместо «неправильных» персонажей. Будьте уверены: и в прошлом этих людей можно найти «темные» пятна.
Люстрация, которая не завершилась
А когда «разберутся» с мертвыми, то… правильно! – возьмутся за живых. Особенно учитывая, что Латвия так «до конца» и не завершила люстрацию (поражение в правах за службу прошлому режиму), ограничившись лишь «позитивной дискриминацией» бывших кагэбистов и тех, кто не успел (или опоздал) покинуть КПСС в «установленный срок» – до 13 января 1991 года.
Примечательно, что и эта люстрация случилась – применительно к выборам в самоуправления – только в 1994 году, когда был принят закон, запрещающий баллотироваться бывшим штатным и нештатным работникам КГБ СССР или КГБ Латвийской ССР, а также работникам российских спецслужб, резидентам данных разведывательных служб или держателям конспиративных квартир.
В 1995 году уже 5-й Сейм внес в закон о выборах поправку, которая впредь запрещала баллотироваться в латвийский парламент штатным работникам КГБ, деятелям Интерфронта, а также тем, кто продолжал работать в КПСС (Латвийской компартии) после 13 января 1991 года. Еще тогда, в далеком уже 95-м, тогдашние депутаты предприняли попытку люстрировать и нештатных чекистов, то есть информаторов, держателей конспиративных квартир, агентов. Однако было принято «компромиссное» решение: сами кандидаты в депутаты или Центризбирком должны информировать избирателей о том, что конкретный кандидат нештатно сотрудничал с КГБ. Но это не мешает такому кандидату баллотироваться.
С тех пор прошло уже 27 лет, однако введенные тогда запреты по-прежнему остаются в силе! Хотя тем, кто под них попал, уже давно за 70 и из них активны в общественной жизни только единицы.
Сперва в 2000-м, а потом и в 2006-м были предприняты попытки через Конституционный суд добиться снятия ограничений. Основной аргумент – спустя более чем два десятилетия эти бывшие чекисты и коммунисты, даже попав в парламент или в самоуправления, не представляют для демократической системы Латвии никакой опасности. Но суд с этим мнением не согласился и люстрация данных граждан ЛР все еще продолжается!
Был ли у вас красный партбилет?
Но поскольку большинство «советских коллаборационистов» под люстрацию в начале 90-х не попали, то когда покончат с улицами, у многих может возникнуть соблазн «вернуться к теме» и начать люстрировать тех, кто хоть и успел покинуть КПСС до 1991 года, но тем не менее ранее служил оккупантскому режиму верой и правдой.
Когда «закончатся» комсомольско-партийные функционеры, можно будет взяться и за рядовых коммунистов. Правда, это весьма опасный ход, ведь в итоге можно доиграться и до того, что поставить под сомнение все, что было в советское время, включая советские аттестаты, дипломы, научные степени…
Впрочем, согласитесь, эта долгоиграющая тема очень даже кстати – можно весьма результативно отвлекать население от инфляции, тарифов, других социальных проблем. Война с прошлым – это надолго!