Покончив с улицами, центр публичной памяти решил вплотную заняться мертвецами. Его представители в конце марта обратились к президенту ЛР и Орденскому капитулу с призывом отнять все государственные награды времен Первой республики бывшим министрам и их замам в правительстве Аугуста Кирхенштейна, сформированного в июне 1940 года.
Историки считают действия тогдашних коллаборационистов особенно позорными, не достойными званий кавалеров орденов независимой Латвийской Республики. Кирхенштейнс еще до своей политической деятельности был удостоен двух госнаград за научные достижения в области микробиологии.
Также центр публичной памяти настаивает на том, чтобы орденов были лишены бывшие министры Юрис Паберзс, Янис Ягарс, Пауль Леиньш, Петерис Блауc и Робертс Дамбитис. Кстати, генерал Дамбитис участвовал в боях за независимость Латвии, формировал войска уже независимой Латвии. После нацистской оккупации оказался в застенках гестапо, прошел концлагерь.
Излишне и говорить, что все эти бывшие министры правительства Кирхенштейна давно ушли в мир иной. Из всех перечисленных министров последним — в 1971 году — скончался Петерис Блаус.
Орденский капитул уже заявил, что письмо центра публичной памяти будет рассмотрено на ближайшем заседании. Видимо, ближайшее заседание состоится еще в этом месяце, поскольку 4 мая, в день принятия Декларации о восстановлении независимости, вручаются госнаграды очередным претендентам.
Любопытно, что в Законе о госнаградах говорится лишь о том, какими орденами нельзя и можно награждать посмертно. Посмертно разрешается награждать только орденом Виестура. Но в законе ничего не сказано о том, можно ли посмертно лишать госнаград.
Статья 48–я, часть 1–я, пункт 2–й дает право Орденскому капитулу отбирать госнаграды, если их обладатель (кавалер ордена) совершил позорное деяние, о котором Орденскому капитулу не было известно во время присвоения награды и которое не совместимо со статусом награжденной персоны.
Таким образом, теоретически Орденский капитул на этом основании может взять и отобрать ордена у тех, кто уже давно ушел в мир иной. Точнее — у их наследников, если таковые есть и у них каким–то чудом сохранились награды времен Первой республики.
Но это будет весьма странное решение. С таким же успехом можно отобрать госнаграды Первой республики и у покойного Карлиса Улманиса, чьи действия и в 1934–м, и в 1940–м тоже можно считать позорными.