Еще в июне Кабинет министров концептуально одобрил план Минблага о поддержке домашних хозяйств в свете рекордно высокой инфляции и прогнозируемом росте тарифов на энергоресурсы. Премьер Кришьянис Кариньш ("Новое Единство") заявил, что все решения должны быть приняты еще до 1 сентября, чтобы жители знали, на какую помощь от государства они могут рассчитывать.
Будет спецзакон о помощи?
И вот на днях находящийся в отпуске (как и все его коллеги по правительству) премьер сообщил в социальных сетях, что "правила по внедрению в жизнь пакета поддержки жителей на 350 миллионов евро готовятся к заседанию Кабинета министров 9 августа".
Да, именно 9 августа правительство должно собраться на очередное (очное) заседание после трехнедельной паузы и сразу же обсудить вовсе не правила, как указал господин Кариньш, а целый ряд поправок в законы, которые и призваны помочь населению в грядущем отопительном сезоне. Впрочем, не исключено, что минблаг представит отдельный специальный закон по такой поддержке. Это было бы логичнее и быстрее — сейм бы тогда на внеочередном заседании еще в августе мог бы этот спецзакон утвердить.
Но главное — это, разумеется, не форма, а содержание. Пока известно точно, что адресная помощь придет к тем, кто квалифицируется в качестве малоимущего и малообеспеченного (жилищное пособие), а также к пенсионерам, инвалидам и семьям, воспитывающим детей с инвалидностью. Им всем в период с октября 2022–го по май 2023–го включительно будет приходить ежемесячное пособие.
Тарифы растут уже сейчас
Что касается помощи всем домохозяйствам в оплате энергоресурсов, включая даже щепу и гранулы, то здесь еще много неясного.
Начнем с того, что тарифы на газ подскочили уже сейчас — уже в июле платежи за газ выросли минимум в два раза. Самый же большой скачок стоимости природного газа министр экономики Илзе Индриксоне (ТВ–Visu Latvijai) спрогнозировала в январе, когда поставщики газа попытаются "вложить" в новый тариф все издержки по закупкам этим летом "альтернативного" газа уже по повышенным, точнее — по очень повышенным ценам!
Как известно, первоначальный план Минблага предполагал, что государство будет компенсировать домохозяйствам расходы на отопление в размере 50% от суммы, которая превышает "потолочный" тариф. И вот здесь возникает вопрос — на каком конкретном уровне будет этот самый "потолок" установлен. Очевидно, что с учетом очередного скачка стоимости газа предыдущие расчеты Минблага уже устарели.
Это же относится и к электроэнергии, которая уже подорожала, а с сентября подорожает вновь. Нет сомнений, что в январе потребители будут платить за электричество еще больше.
Жители Латвии нуждаются в точной информации: например, если общий счет (с учетом электричества, газа, отопления и др.) за трехкомнатную квартиру в феврале за январь составит 500–600 евро, то сколько компенсирует государство? 50 евро? 100 евро? 200 евро?
Или семья с детьми и средними доходами, получив такой счет, сразу же превратится в малообеспеченных и сможет претендовать не только на компенсацию счета, но и на жилищное пособие?
Открывайте госкошелёк шире
Рискнем предположить, что правительство, чтобы реально помочь населению, явно не уложится в зарезервированную сумму — 350 миллионов евро. Учитывая, что тарифы вырастут в два, три и даже, возможно, в пять раз!
Скорее всего, уже в январе–феврале правительству придется увеличивать этот пакет помощи — минимум еще на 100–150 миллионов евро. Ведь помогать нужно будет не только домохозяйствам, но и бизнесу, а также социальным и медицинским учреждениям, которые явно без спецдотаций не справятся с астрономическими счетами за газ и электричество! Можно себе представить и какие счета за отопление и электричество еще до конца этого года будут приходить школам и детским садам!
Оппозиция недавно призвала правительство Кариньша пойти на весьма радикальные меры — заморозить под предлогом энергетического кризиса тарифы на энергоресурсы, снизить НДС и акцизы на энергоресурсы и горючее, а также на основные продукты питания.
Если власти решатся на такие шаги, то в любом случае придется тогда государству из бюджетных средств компенсировать поставщикам тепла и электричества возможные потери, вызванные "заморозкой" тарифов.
Так или иначе, но ясно одно: латвийцев ждет очень–очень тяжелые осень и зима. Можно, конечно, себя успокаивать тем, что такой же рост цен и тарифов наблюдается в большинстве стран ЕС. Вот только в Германии, Франции, Италии, Испании и ряде других стран, тоже страдающих от инфляции, зарплаты несколько другие, да и накопления у населения в разы больше, чем в Латвии.
Хорошо еще, что уже в октябре парламентские выборы, и правящие политики не могут отказать населению в поддержке.
Во всем виновата только война?
Что же касается упомянутого заявления премьера о планах рассмотреть пакет помощи уже 9 августа (видимо, с предварительным обсуждением 8 августа на коалиционном совете), то в тех же социальных сетях очень многие латвийцы не согласились с тезисом Кариньша. Премьер утверждал, что рост цен, в том числе и на газ, вызван нападением России и на Украину.
Многие комментаторы обратили внимание премьера на то, что инфляция начала бушевать еще задолго до войны — с прошлой осени. Тогда же начали и стремительно расти цены на энергоресурсы.
Спору нет: война повлияла, да и не могла не повлиять, на рост цен на газ. Но еще больше на цены повлияла санкционная война — отказ или хотя бы само намерение отказаться от российского газа вызвала соответствующую реакцию на энергетическом рынке. Возник ажиотаж, а потом — и ажиотажный спрос.
Кр. Кариньш, впрочем, прав в том, что с такой же ситуацией столкнулись почти все страны европейского континента.