В общей сложности экзамен на знание латышского языка не надо будет сдавать примерно 8 тысячам жителей Латвии, имеющим гражданство РФ. С чего бы это?
Вольницы не будет! Министру внутренних дел Марису Кучинскису и его "Обьединенному списку" фактически запретили выходить в парламент с какими–либо поправками в Закон об иммиграции, которые бы облегчили участь граждан РФ.
Партнеры, сославшись на коалиционный договор, приказали главе МВД сперва любые возможные изменения в упомянутом законе согласовать с коалицией и лишь потом направлять их в правительство, а потом и в сейм. Таким образом, надежда на то, что изменения можно будет провести голосами оппозиции, была убита сразу же.
По слухам, и сами представители "Обьединенного списка" выразили недовольство "самодеятельностью" Кучинскиса. Политики ОС ориентируются на голоса национально настроенных латышских избирателей и в условиях "военного времени" не хотят выглядеть защитниками россиян.
Ничего личного — только попытка решить проблему
Впрочем, очевидно, что глава МВД вовсе и не хотел делать латвийским россиянам какие–то поблажки. Его цель была в совершенно другом — попытаться, простите, "рассеять толпу", то есть не создавать ситуацию, когда одновременно тысячи латвийцев с паспортами граждан РФ ринутся в Управление по делам гражданства и миграции за продлением постоянного вида на жительство (те, кто сдадут успешно экзамен по латышскому) или за получением временного вида на жительство, если экзамен сдать не смогут или даже не будут пытаться.
А что УДГМ будет делать с теми, кто заявился на экзамен в Центр содержания образования, но сдать его не успел? Ведь согласно ныне действующему закону, уже 1 сентября у тех, кто не представит свидетельство о владении латышским на категорию А2, вид на жительство аннулируется.
Очевидно, что тогда эти люди смогут обратиться в суд, требуя предоставить им право на легальное пребывание в Латвии. Это не их вина, что госучреждения не могут выполнить в срок требования закона.
Но эти нюансы мало волнуют политиков, которые сколачивают политический капитал на ненависти. В конечном итоге проблема все равно будет решена: например, людям просто будут выдавать ВНЖ или даже гуманитарные визы — до того момента, пока не оформят основные документы. Трудно представить, чтобы пожилых людей сажали в автобусы, отвозили к российской границе и просто так выбрасывали. Учитывая, что у большинства из них близкие родственники — дети, жены, мужья, братья, сестры — являются постоянными жителями Латвии (граждане ЛР, неграждане), что уже дает им право просить ВНЖ — без сдачи экзаменов.
Вчера на заседании комиссии сейма по запросам руководство УДГМ пояснило, что даже если кому–то выдадут предписание покинуть страну в течение 30 дней, то он может во–первых, просить продлить срок, во–вторых — затем обжаловать решение, в том числе и в суде, в–третьих — подать на выдачу временного вида на жительство…
На комиссии депутатам рассказали, что в общей сложности экзамен по латышскому не надо будет сдавать где–то порядка 8 тысячам россиян.
Три тысячи из них уже ранее получили свидетельство о владении латышским на нужную категорию, остальным более 5 тысячам исполнилось 75 или более лет и они в силу возраста, по закону, от необходимости сдавать экзамен освобождены. Но большинству, разумеется, придется подтверждать владение госязыком.
В общем, вопрос как–то рассосется. Хотя очевидно, что если государство, которое считает себя правовым и цивилизованным, вдруг решает аннулировать постоянные (!) виды на жительство, то, во–первых, срок переходного периода должен быть не 11 месяцев, как сделал прошлый сейм, а хотя бы два года. А во–вторых, новые требования должны были относиться не ко всем россиянам–обладателям ПНЖ, а к тем, кто получил российский паспорт после 24 февраля 2022 года. Тогда в этих действиях властей была бы своя логика.
Спору нет — латышский надо знать
"Вы что, против того, чтобы те, кто прожили здесь большую часть жизни, знали бы латышский хотя бы на простом разговорном уровне?" — сокрушаются националисты в социальных сетях.
Нет, конечно, мы только за! Но владеть латышским на разговорном уровне и, например, продемонстрировать это владение при общении с чиновником УДГМ во время оформления документов — это одно. А вот сдавать экзамен в возрасте 60–70 лет — это психологически совсем другое. Причем речь идет о любом экзамене, не только по латышскому языку.
Могут, когда хотят
Примечательно, что сейчас сейм быстрым темпом рассматривает поправку, которая отменяет требование ко всем жителям Латвии — гражданам ЛР и негражданам — иметь к 1 мая действующую ИД–карту. Причина — УДГМ не справляется с потоком страждущих оформить удостоверения личности. И это не "поблажка" к тем, кто до сих пор не имеет ИД–карты, а просто осознание реальности.
Если само государство не может выполнить требование закона, то оно освобождает от выполнения этого же требования и вторую сторону. Ничего личного.
Так нужно сделать и в отношении "прокаженных" — обладателей российского паспорта. Если действительно цель — чтобы они выучили латышский, а не просто отомстить им за российского президента и Россию в целом.
Вполне возможно, что часть латвийских россиян среднего возраста, которым, разумеется, будет легче освоить латышский, чем пожилым, вообще затем попытаются отказаться от гражданства РФ и пройти натурализацию.
Ведь нет никакой гарантии, что через какое–то время — например, перед очередными выборами — политики не придумают еще какой–то экзамен для обладателей российского паспорта. Или выдвинут дополнительные требования. Насколько можно понять, интерес к натурализации среди этой категории жителей ЛР резко вырос.