"Спасибо партии TB–Visu Latvijai! за высокую оценку моей работы, и я готов баллотироваться на второй срок", — заявил в среду действующий президент ЛР Эгилс Левитс, чем подтвердил свою готовность участвовать в борьбе за пост главы государства.
На предательство не пошли
Таким образом, со вчерашнего дня у нас уже два претендента на престол — Эгилс Левитс и Улдис Пиленс.
В понедельник поздно вечером члены думы партии TB–Visu Latvijai! значительным большинством голосов поддержали выдвижение Левитса кандидатом от данной политической силы на президентские выборы 31 мая. Этому предшествовало почти двухчасовое обсуждение, на котором присутствовал и сам Левитс. Заседание было закрытым, но источники в лагере нацобъединения говорят о том, что разговор с президентом был, мягко говоря, не комплиментарным. В адрес действующего президента прозвучал и целый ряд претензий, особенно по работе президента внутри страны. Понятно, что политиков TB–Visu Latvijai! не могут не волновать катастрофически низкие рейтинги популярности действующего президента.
Впрочем, особого выбора по крайней мере у лидеров нацобъединения не было — они не хотели выглядеть предателями и отказать в доверии Левитсу. К тому же Кариньш и Ко ясно дали понять, что готовы поддержать действующего президента. В итоге опытные зубры TB–Visu Latvijai! выразили готовность поддержать нынешнего главу государства, чья идеология чуть ли не стопроцентно повторяет политическую программу партии Райвиса Дзинтарса.
В конце концов, выдвинув Левитса, политики нацобъединения ничем не рискуют. Если никак не удастся обеспечить избрание его президентом, то вполне можно и Пиленса во втором туре поддержать, или какого–то нейтрального кандидата от всей коалиции, или даже, при определенных обстоятельствах, можно выдвинуть и своего кандидата — к примеру, того же министра обороны Инару Мурниеце.
Где найти 12 голосов?
Что же касается самого Левитса, то, разумеется, ему не все равно, будет он избран или нет. И на данном этапе он может рассчитывать только на голоса TB–Visu Latvijai! и "Нового Единства", что в сумме дает всего 39 голосов при необходимом минимуме в 51 голос. Где взять недостающие хотя бы 12 голосов? Самый простой вариант вроде бы — за счет третьего коалиционного партнера в лице "Объединенного списка". Но, как известно, ОС выдвинуло своего кандидата — Улдиса Пиленса, и, если верить политикам ОС, они готовы держаться за своего кандидата до последнего.
"Если мы хотим договориться о едином кандидате, то это Улдис Пиленс. Я не вижу, как бы мы могли поддержать Эгила Левитса. При любых обстоятельствах", — сказал во вторник вечером в интервью ТВ3 руководитель фракции ОС в Сейме Эдгарс Таварс.
В свою очередь, премьер Кришьянис Кариньш вчера после встречи с президентом заявил, что коалиция ДОЛЖНА договориться о едином кандидате и это должен быть Левитс.
"В ближайшую неделю–две мне предстоит тяжелая работа, чтобы договориться о едином кандидате в президенты. И наблюдатели за политикой еще удивятся увиденному", — создал интригу Кришьянис Кариньш.
А что вы можете предложить?
Что же такого может придумать премьер, чтобы, говоря его словами, все удивились, а кто–то даже ахнул? Есть несколько вариантов, которые реально провернуть в оставшееся до выборов или, точнее, до официального выдвижения время.
Вариант первый: сделать "объединенным" такое заманчивое предложение, от которого они не могли бы отказаться. Что это может быть за предложение — даже трудно и представить. Что, Кариньш даже будет готов уйти с поста премьера и предложить этот пост Пиленсу?
Вариант второй: путем массированной информационной кампании попытаться испортить репутацию Пиленсу, чтобы или он сам сошел с дистанции, или его отказались поддержать все или часть депутатов Сейма от ОС.
Третий вариант: попытаться расколоть фракцию ОС, с тем чтобы часть депутатов вдруг "полюбили" бы Левитса и отказались голосовать за Пиленса. Возможно, для этого Левитс с Кариньшем вот уже третий день повторяют как мантру сомнительный тезис о том, что, мол, нельзя допустить, чтобы президент был избран некими "прокремлевскими" голосами.
Это своего рода сигнал депутатам ОС, чтобы они не связывались с "прокремлевскими" силами и сами бы не превратились, как сейчас модно говорить, в "кремлинов".
Впрочем, даже если представить ситуацию, при которой Пиленс или сходит с дистанции еще до выборов, или видит, что и ему не удается набрать 51 голос, это еще не гарантирует, что "объединенные" поддержат Левитса.
Это осознает и опытнейший Кариньш. Не случайно на последнем заседании коалиции он бросил сакраментальную фразу: мол, если мы не можем договориться о едином кандидате в лице Левитса, то тогда давайте выдвинем третьего кандидата, за которого будут готовы проголосовать все три коалиционные партии.
Этот сценарий на самом деле выглядит наиболее реальным. Правда, и это возможно скорее во втором туре, если Левитс, Пиленс и кандидат от "Прогрессивных" не наберет 51 голоса и тогда через 10 дней состоится третий тур.
"Неожиданный" кандидат
Кто может стать таким третьим кандидатом коалиции? И любой из уже названных в кулуарах кандидатов — замгенсека НАТО Байба Браже, руководитель информационного центра НАТО Янис Сартс, и кто–то из тех политиков или общественных деятелей, фамилия которого пока не прозвучала и которую политики держат в рукаве. Чтобы вытащить в подходящий момент.
Кажется, нас ждет сценарий образца 1999 года, когда после многочисленных неудачных попыток избрать президента появился независимый (нейтральный) кандидат в лице Вайры Вике–Фрейберги, за которую — редкий случай, — проголосовали и правые, и центристы, и даже левые (депутаты фракции соц–демов).
Так или иначе, но, согласитесь, будет интересно посмотреть, что же в итоге Кариньш придумает, чтобы уломать партнеров отказаться от своего кандидата и присягнуть на верность Левитсу. Торг ожидается очень жесткий.