В среду после встречи с президентом премьер–министр Кришьянис Кариньш ("Новое Единство") сообщил журналистам (а рано утром — и самим партнерам по коалиции) о своих требованиях, которые он предъявил коллегам по правительству в лице представителей TB–Visu Latvijai! и "Объединенного списка".
Видимо, эту "схему" Кришьянис Кариньш придумал, находясь в отпуске.
По существу речь идет об ультиматуме, в случае невыполнения которого Кариньш отправляет собственное же правительство в отставку и тут же приступает к формированию нового правительства — наверняка уже без "объединенных" и "тевземцев". Или точнее: он создает "ядро" коалиции в составе "Нового Единства" и двух оппозиционных сил — Союза зеленых и крестьян и "Прогрессивные" в надежде, что в коалицию сами попросятся, например, те же депутаты "Объединенного списка" или их часть.
Три пакета требований
В чем же суть ультиматума? Он состоит из трех частей.
Часть первая — кадровая. Премьер требует, чтобы "тевземцы" отдали пост министра экономики (Илзе Индриксоне) "объединенным" и взамен получили портфель министра иностранных дел. Пост главы МИД, как известно, стал вакантным после того, как Ринкевичс вступил в права президента. При этом вчера Кариньш обозначил и кандидата от TB–Visu Latvijai!, которому премьер готов доверить ответственность за внешнюю политику — Рихардс Колс, возглавляющий уже долгое время комиссию сейма по иностранным делам. В свою очередь, "объединенные", получив пост министра экономики, должны отказаться от поста министра среды и регионального развития (Марис Спринджукс) в пользу "Нового Единства".
Насколько можно понять, Кариньш недоволен работой именно этих двух министров — Индриксоне и Спринджукса. Вероятно, лидеры "Нового Единства" посчитали, что им выгоднее взять под контроль все самоуправления (министр среды и регионального развития), нежели держаться за портфель главы МИД. К тому же внешняя политика и так находится в надежных руках президента — выходца из того же "Нового Единства". Кто может возглавить Министерство среды и регионального развития? Скорее всего, экс–мэр Кулдиги Инга Берзиня, которая нынче руководит комиссией сейма по социальным вопросам.
В рядах фракции "Объединенного списка" тоже найдутся кандидаты на пост министра экономики — к примеру Айна Виксна, которая до избрания в сейм была успешным предпринимателем и одним из руководителей конфедерации работодателей. Или глава комиссии сейма по народному хозяйству Линда Матисоне.
Домбраву исключат из Совета по нацбезопасности?
Также в кадровый пакет Кариньш включил и вопрос о председателе комиссии сейма по нацбезопасности. Он требует передать эту должность в ведение "Нового Единства". Отметим, что нынче данной комиссией руководит один из самых радикальных политиков TB–Visu Latvijai! Янис Домбрава. Председатель комиссии входит и в Совет по нацбезопасности при президенте. Нельзя исключить, что ни Кариньш, ни Ринкевич не хотят видеть Домбраву на секретных заседаниях данного Совета. Таким образом, комиссию по нацбезопасности может возглавить руководитель фракции "Нового Единства" в сейме Айнарс Латковскис, который уже работает в этой комиссии.
Вторая часть ультиматума — по приоритетам в работе правительства. Кариньш предлагает договориться о том, что до конца этого года будет достигнута договоренность по следующим вопросам: о сети услуг в здравоохранении (читай — распределение больниц по уровням), об обеспечении качества образования и школьной сети, о решении проблемы нехватки рабочей силы, о котировке акций крупных госпредприятий на бирже.
Третья часть ультиматума — бюджетная. Премьер хочет, чтобы партнеры договорились, что при подготовке и принятии бюджета "принимались во внимание только общие приоритеты правительства — оборона, общественный порядок и безопасность, здравоохранение и образование, отказавшись от всех новых политических инициатив министерств".
Чего он добивается?
Когда вы будете читать этот номер газеты, то уже начнется первый раунд политических консультаций партнеров правящей коалиции по выдвинутому Кариньшем ультиматуму.
Возникает логичный вопрос: что же движет Кариньшем? Какую цель он преследует? Добиться, чтобы партнеры сами ушли, отказавшись выполнить все требования премьера? В этом случае Кариньш покажет избирателям, что он хотел придать правительству динамизм, улучшить работу правительства, а партнеры не захотели.
Или он реально хочет добиться, чтобы партнеры полностью подчинились и "легли" под премьера и "Новое Единство"?
В любом случае очевидно, что для Кариньша это беспроигрышная история. Если партнеры идут в отказ, то он рушит данное правительство и тут же создает новое. Если же они принимают его предложения, то тогда он показывает, что действительно командует парадом и способен реализовать те обещания, которые своим избирателям дало "Новое Единство". Конечно, при этом варианте он фактически кидает те две оппозиционные силы, которые в надежде на попадание во власть проголосовали за избрание Ринкевича президентом. Но, как говорится, ничего личного — это только политика, где господствуют интересы зачастую сиюминутные.
Примечательно, что Кариньш после встречи с президентом сообщил журналистам, что в случае формирования нового правительства он будет просить главу государства поручить этот процесс ему. Таким образом, Кариньш опроверг периодически циркулирующие слухи о том, что, мол, он может уступить кресло премьера министру финансов Ашераденсу, а сам займет пост главы МИД.
Будут дружить против?
И еще один момент. Может ли быть сценарий, при котором и нынешние партнеры по коалиции, и обиженные оппозиционеры объединятся против "Нового Единства"?
Чисто математически и такая коалиция возможна — у TB–Visu Latvijai!, СЗК, "Прогрессивные" и ОС вместе будет 54 голоса в сейме. Но пока такой вариант кажется маловероятным, учитывая и идеологические противоречия, и прошлые обиды между "зелеными крестьянами" и "объединенными", и опытность лидеров "Нового Единства", которые наверняка все просчитали заранее.