По личным обстоятельствам
Скорость, с которой произошли все последующие события, указывает на то, что отставка зрела давно и готовилась. Судите сами. Уже в течение 30 минут после того, как Логина объявила о своей отставке, премьер Эвика Силиня сообщила, что принимает отставку. А еще спустя несколько минут лидер фракции "Прогрессивные" в Сейме Андрис Шуваевс заявил, что кандидатура приемника Логиной будет объявлена в ближайшие часы, с тем чтобы парламент мог утвердить нового главу минкульта уже в этот четверг — на последнем перед уходом Сейма на каникулы пленарном заседании.
Вскоре стало известно, что кресло министра культуры займет другая Агнесе — Лаце, которая является парламентским секретарем Минкульта. Нет никаких сомнений, что уже послезавтра парламент утвердит 37–летнего магистра социологии и политологии Агнесу Лаце министром культуры.
Почему же все–таки госпожа Логина покинула свой пост? Поскольку она сама категорически отказалась раскрыть причину отставки, в политических кулуарах начали распространяться различные версии "красивого" ухода теперь уже бывшего министра культуры. По одной из версий, руководство "Прогрессивных" было крайне недовольно работой госпожи Логиной — особенно после того, как она проморгала решение Фонда интеграции общества потребовать от центра исследовательской журналистики Re:Baltica вернуть часть госсредств, выделенных на создание документального фильма о расколе в латвийском обществе.
По другой версии, сама Логина не выдержала психологического (и не только) давления на нее в связи с планами Национального театра предоставить свои подмостки для спектакля с участием актрисы Чулпан Хаматовой на русском языке.
Нельзя, конечно, исключить и какие–то проблемы со здоровьем или, к примеру, получение заманчивого предложения поработать в какой–то международной компании — за пределами Латвии…
Новый министр — это тоже не надолго?
Так или иначе, но это уже ничего принципиально не поменяет — в Минкульте появится новый руководитель. Вопрос лишь в том, долго ли Лаце продержится в министерском кресле. В кулуарах парламента усиливаются слухи о возможном расширении коалиции.
Причин для таких пертурбаций по меньшей мере три:
Первая — в Сейме у коалиции всего 53 голоса, а если из фракции "Прогрессивные" выйдет Эдгарс Зелдерис, чья локальная талсинская партия поссорилась с партией "Прогрессивные", то у коалиции будет всего 52 голоса, при этом у самих коалиционных партий останется 50 голосов и, стало быть, правительство будет зависеть от милости двух независимых депутатов — Олега Бурова и Игоря Раева. Мягко говоря, это не самая стабильная ситуация для правительства или точнее — для реализации правительственных планов.
Вторая причина — правительственному кризису, разумеется, способствует и нынешняя экономическая ситуация: экономика прирастает минимально, собираемость налогов отстает от запланированного, причем отставание все усиливается…
Третья причина — откровенная слабость трех, а со вчерашнего дня — двух министров от "Прогрессивных". А именно: министра обороны Андриса Спрудса и министра сообщения Каспара Бришкенса. Главу оборонного ведомства критикуют за неспособность вести диалог с предпринимателями и развивать военное производство, а министр сообщения оказался под ударом из–за бардака вокруг Rail Baltica.
Нельзя исключить, что в ближайшее время и эти господа уйдут в отставку "по личным обстоятельствам".
Два сценария
Впрочем, как показала прошлая попытка (тогдашнего премьера Кариньша) расширить коалицию — это все приводит к отставке правительства и созданию новой коалиции. Сейчас в кулуарах власти обсуждается два возможных сценария создания нового правительства — с тем же премьером Эвикой Силиней.
Первый сценарий: в правящую коалицию входит по крайней мере часть сеймовской фракции Объединенного списка. Это вполне реально, учитывая, что впереди — выборы в самоуправления, и наверняка партии, входящие в Объединенный список, — будут участвовать в этих выборах самостоятельно, а не в общем списке, как на выборах в Европарламент и в Сейм.
Второй вариант — замена "прогрессивных" в правящей коалиции на Национальное объединение и Объединенный список. Тем более что "объединенные" уже помирились с "зелеными крестьянами", признав, что аргумент про невероятное влияние Айвара Лембергса на правительство оказался несостоятельным. К тому же мы видим, что "Новое Единство" поддерживает почти все национально–языковые инициативы создавших тандем в парламенте Национального объединения и Объединенного списка. Такое ощущение, что лидеры "Нового Единства" боятся хоть чем–то обидеть тех же "тевземцев", видя в них потенциальных партнеров.
У такой коалиции будет в Сейме конституционное большинство в 67 депутатов. Если же еще в обойме коалиции останутся и два независимых депутата, то, имея 69 голосов, можно проводить быстро любые законы. Другое дело, что тем же представителям "Нового Единства" и "зеленых крестьян" придется делиться с конкурентами министерскими портфелями.
Теоретически возможно создать следующее правительство и без "Нового Единства". Но едва ли политики в Сейме пойдут на такой вариант, учитывая и то, что премьерская сила победила и на только что состоявшихся выборах в Европарламент.
Подождем до осени
В любом случае, если и будет создано новое правительство, то не раньше конца сентября — начала октября — с учетом парламентских каникул и необходимости лидерам "Нового Единства" понять: готовы ли нынешние партнеры по власти согласиться на предлагаемую премьерской партией (читай: министром финансов) налоговую реформу и проект бюджета–2025.
К этому моменту будет и понятно, насколько сильно инициированное оппозицией парламентское расследование по Rail Baltica подобралось к нынешним представителям правящей коалиции.