В парламенте пожурили руководство банковского регулятора, но нарушать закон не стали.
Как уже сообщалось, сегодня Сейм с подачи депутатов фракции «Латвия на первом месте» рассматривал проект решения парламента о снятии с занимаемой должности президента Банка Латвии и членов совета Банка Латвии. Отметим, что законодательство даже не позволяет снимать с должности президента Банка Латвии — без согласования с Европейским Центральным банком. Поэтому дискуссия в Сейме шла не столько об увольнении руководителя регулятора банковской системы, сколько о ситуации, которая сложилась в банковской сфере.
«Меня тоже не удовлетворяет коммерческая практика латвийских банков, которую многие характеризуют, как агрессивную. Кажется, это сейчас на себе ощущает каждый плательщик ипотечного кредита. Ставки по ипотеке в Латвии одни из самых высоких в Евросоюзе и, одновременно, уровень кредитования один из самых низких в Евросоюзе. По всем этим важнейшим показателям наши коммерческие банки показывают самые плохие результаты.
Банки чувствуют себя комфортно. Они выдают ипотечные кредиты, то есть кредиты с маленьким риском, присоединяют сравнительно высокие процентные ставки, и одновременно зарабатывают и на обслуживании счетов и комиссионных. Мы видим, что вопросов, которые нужно решать, действительно много и пора уже приступать к их решению», - сказал с трибуны Сейма депутат от «Нового Единства» Гатис Лиепиньш.
В свою очередь, депутат от Объединенного списка Андрис Кулбергс призвал парламент и правительство внедрить все те предложения, которые выработала парламентская следственная комиссия. Депутаты, работавшие в комиссии, пришли к выводу, что банковская сфера у нас зарегулирована, в результате тысячи латвийцев открывают свои счета за пределами Латвии — чаще всего в Литве. Мы словно говорим латвийским клиентам — не идите в латвийские банки. Кулбергс заявил, что Банк Латвии со своей функцией регулирования банков справляется плохо. Правда, и Кулбергс признал, что закон не позволяет Сейму просто так взять и уволить руководство Банка Латвии.
Как и можно было ожидать, инициатива оппозиционной фракции была отклонена.