"Политической карьере Кариньша пришел конец", — заявил на днях политолог Янис Икстенс, комментируя убойный вывод Госконтроля о том, что Кариньш и Ко на свои перелеты необоснованно истратили более полумиллиона евро из кармана налогоплательщиков.
Ну придет ли конец карьере Кариньша — мы это еще увидим. Латвийская политика полна парадоксов, и может быть всякое: конечно, по репутации Кариньша нанесен сильнейший удар, однако у него по–прежнему есть свои фанаты, и нельзя исключить, что даже несмотря на "самолетный скандал" его выберут в Европарламент.Впрочем, куда интереснее сейчас будет наблюдать за публичными высказываниями фигурантов скандала и, разумеется, за их показаниями на допросах — а допросы обязательно последуют, поскольку Генпрокуратура, напомним, уже начала уголовный процесс.
Как это часто или даже почти всегда бывает при таких историях — чиновники и соратники главного фигуранта скандала (в данном случае — Кариньша) уже начали давать задний ход. Мол, ничего не знаю, ничего не помню, ни в чем не участвовал, а если и участвовал, то решение не принимал и вся ответственность все равно лежит на тогдашнем премьере.
Депутат Сейма Янис Патмалниекс, которого на днях уже попросили с поста парламентского секретаря премьера, в эфире LTV1 заявил, что он, будучи главой бюро премьера Кариньша, "только организовывал календарь премьера". Решение же о том, каким образом добираться до конечной точки командировки — обычным рейсовым самолетом или спецрейсом (читай: дорогими частными самолетами), принимали другие сотрудники бюро премьера. При этом, подчеркнул депутат Патмалниекс, последнее слово было за самим премьером, то есть за Кариньшем. Понятно, что если такого рода показания депутат даст и на допросе в прокуратуре, то бывший премьер и бывший теперь уже министр иностранных дел легко может оказаться на скамье подсудимых.
Само собой, и Госканцелярия, которая находится под надзором премьера и обеспечивает деятельность правительства, поспешила заявить, что выбор в пользу спецрейсов делало бюро премьера. Сотрудники бюро и заказывали сами эти частные борты — и лишь потом на основании сделанного заказа на частный самолет Госканцелярия выполняла техническую работу, включая перевод средств за использование частного борта, включая оплату процентов туристическому бюро, которое договаривалось с частной авиакомпанией.
Между тем депутат Сейма Андрис Кулбергс (Объединенный список) сообщил очередную скандальную информацию, прозвучавшую на заседании комиссии по публичным закупкам и ревизиям. Оказывается, один из полетов частным бортом был аннулирован за неделю до предполагаемого полета — в результате Госканцелярия (читай: налогоплательщики) была вынуждена заплатить штраф в размере 16 тысяч евро. "Эти 16 тысяч были спрятаны путем прибавки к расходам за следующий полет частным бортом", — написал в социальной сети депутат Кулбергс. Вероятно, эти данные ревизии Госконтроля тоже возьмут на вооружение следователи прокуратуры.
Очевидно, что чиновники Госканцелярии, включая отстраненного на время проведения служебного расследования директора этой структуры Яниса Цитсковскиса, будут утверждать, что "не виноватые мы" и валить все на бывших сотрудников бюро премьера. Ну а те, само собой, на своего бывшего босса и на чиновников Госканцелярии. А поскольку полеты проходили в период с 2021 по 2023 год, то клерки могут начать жаловаться на память.
Сам Кариньш уже заявил, что никакой моральной вины, уже не говоря об уголовной, за собой не чувствует — работал, мол, на благо страны, исходя из лучших побуждений. Кто бы сомневался. Правда, лучшие побуждения обошлись в 550 тысяч евро…
Вопрос только в том, ответит ли кто–то за такое разбазаривание средств — или все будет как всегда?