На начало 2024 года в Латвийской Республике насчитывалось 180 445 неграждан — или 9% населения. По данным Управления по делам гражданства и миграции, 4696 латвийских неграждан жили за границей.
Разумеется, цифры эти весьма условны — статистика не всегда может уследить за людьми, перемещающимися в пространстве без оставления цифрового следа. Так или иначе, проблема "фиолетовых паспортов" Латвии как государству уже ни в чем помешать не может.
Стало меньше в четыре раза
За три десятилетия количество неграждан снизилось кардинально — в 1995 году Латвия стартовала с 730–тысячной отметки. Уже к 2010 году уменьшение произошло более чем вдвое — до 344 095 человек. В принципе, примерно такую же динамику мы наблюдаем и в последующие 15 лет — только в несколько более плавном выражении. Скажем, с 2023–го по 2024 год снижение числа неграждан составило примерно 7 тысяч человек.
Главным местом концентрации неграждан продолжает оставаться Рига — здесь их насчитывается 91 689, или около 15% населения, что существенно превышает общий уровень в государстве. Значимые когорты неграждан есть в Даугавпилсе (10 744), Лиепае (8727), Юрмале (6443), Елгаве (5913).
Численностью более тысячи человек отмечены такие административно–территориальные, как город Вентспилс, Бауский, Добельский, Огрский, Екабпилсский, Валмиерский, Краславский, Цесисский край и город Резекне.
Доминирующей категорией среди неграждан являются сениоры — от 71 года и старше (30%). Следующие возрастные группы — по убывающей: 61–70 лет (24%), 51–60 лет (20%), 41–50 лет (14%), 31–40 лет (8%).
Если же говорить о молодежи, то на всех, кто не достиг 30–летнего возраста, приходится всего 3% неграждан.
Негражданская активность
Распространенным является стереотип, что уход из статуса негражданина происходит естественным путем, учитывая преобладающий преклонный возраст. Но это далеко не так. В среде неграждан существовала достаточно широкая практика отказа от данного статуса, прежде всего с целью приобретения гражданства России и последующего обретения дополнительной пенсии. Так, в 2013 году отказались от фиолетовых паспортов Латвии 3068 человек, в 2015–м — 2737, в 2015–м — 1762. Впоследствии тенденция пошла на убыль, а начиная с 2022 года людей, которые добровольно лишились статуса негражданина, стабильно было меньше сотни в год. В частности, в 2024 году таковых было 7 человек.
Так что пожелания вернуть соотечественников (вариант — изгнать колонистов и оккупантов) на практике подтверждения не получают. Несмотря на то, что бывшие неграждане в абсолютном большинстве превращаются в россиян, среди них появляются также граждане Литвы, Германии, Ирландии, Великобритании, Украины, Белоруссии, Канады, Хорватии.
С другой стороны, статуса негражданина его обладатель может быть и лишен. Вроде бы абсурд — как можно перестать быть тем, кем ты "не" являешься? Ведь изначально неграждане характеризовались как именно граждане бывшего СССР, так что ж, они перестали ими являться?
Но такое происходит, кроме прочего, и потому, что некоторые ставят телегу впереди лошади — приобретая гражданство иностранной державы до урегулирования отношений с прежней страной проживания.
Но что характерно, пресловутые геополитические изменения повлияли на этот процесс не особо. Максимальное количество отнятий негражданства было зафиксировано в 2017 году — 153, тогда как в 2022 году — 116. В этом году пока только 48. А вот и объяснение: начиная с 2022 года большинство неграждан, у которых отбирают этот статус, сделались гражданами Соединенных Штатов, а отнюдь не Российской Федерации.
Запишите на натурализацию
Люди, которые следят за процессом начиная с середины 1990–х, помнят, что вначале Латвия практиковала т. н. окна натурализации — то есть определенное количество соискателей, которые допускались в течение года до вожделенной процедуры. Здесь в последние 10 лет совершилось удивительное: сами неграждане стали поступать в граждане столь неактивно, что и те лимиты не смогли бы заполнить.
Начиная с 2013 года ежегодное число лиц, желающих пройти процедуру натурализации, ни разу не превышало 2000 человек, а в 2022 году достигло абсолютного минимума — 562.
В этой части статистика УДГМ может быть верифицирована до человека — все данные натурализантами приносятся на блюдечке. И вот что значимо — за десятилетие доля молодежи от 18 до 30 лет среди тех, кто хочет стать гражданами, убывает — с 39% в 2013 году до 16% в 2023 году. Потребителями гражданства Латвии все еще стабильно являются люди активного трудоспособного возраста, но существенно — с 8 до 22 процентов, возросла за десятилетие доля пенсионеров и лиц предпенсионного возраста, 61+.
Однако желание не всегда совпадает с реальностью. Экзамены удается сдать большинству, но все же не всем кандидатам. В любом случае, за все 2020–е годы количество окончательно состоявшихся новых граждан было весьма скромным: 2020 год — 725, 2021–й — 419, 2022–й — 518, 2023–й — 595. Все вместе существенно уступает уровню "оконного" 1996 года — 3016 человек. Ну и, разумеется, максимальное количество натурализуемых — 19 169 человек в 2005 году, сейчас выглядит просто фантастикой.
Тогдашний резкий подъем можно объяснить, ретроспективно, одним обстоятельством — в 2004 году Латвия сделалась членом Европейского союза. Соответственно расширились возможности работы и учебы на Западе. И активная часть русскоязычного сообщества нашей республики рванула за паспортами государства… чтобы его покинуть.
То, что первоначальный бум быстро иссяк, показывают и данные 2007 года, когда число натурализантов стало всего 6826. Вероятно, к этому приложила руку и проходившая тогда первая волна "латышизации" школ национальных меньшинств, пока еще средних. В коммуникации государства с ними наблюдалось все больше провалов.
Хотя и фактор политической мотивации будущих граждан отнюдь нельзя переоценивать. Период 15–летней давности можно назвать золотым веком "Центра Согласия", когда эта политическая сила доминировала в самоуправлении Риги, а также последовательно заняла первые места на парламентских выборах в X и XI Сейм. В то время в Латвии невозбранно вещали десятки русскоязычных телеканалов, в т. ч. Первый Балтийский, создававший целенаправленный информационный контент, адаптированный под местную аудиторию. Но все это не вызвало ни малейшей активизации неграждан по приобретению таковыми подданства Латвии.
Россия постаралась привлечь соотечественников в прямом смысле рублем — однако и этот тренд оказался относительно немногочисленным и кратким. Абсолютное большинство неграждан пребывает ныне в состоянии политической летаргии, главной составляющей которой служит ресентимент — чувство боли по утерянному "золотому веку" СССР вкупе с тщетой что–либо изменить в своем положении.
Субъективно о том же свидетельствуют многочисленные группы в социальной сети Facebook, ностальгирующие по временам Советской Латвии, с публикацией соответственных фотоснимков — как правило, переснятых из официальных изданий того времени изображений переполненных улиц Риги и Юрмалы.
Латыши, не спешащие в Латвию
Начиная с 2013 года, сферу культуры и, соответственно, общественной интеграции в нашей республике курировало Национальное объединение — и это сказалось не только на понижении количества натурализуемых неграждан, но и на восстановлении гражданства. По идее политиков, самыми правильными будут те подданные Латвии, которые росли на Западе — оттого МИД и УДГМ получили миллионные бюджетные дотации для выездов, к примеру, в австралийскую глубинку для поиска затерявшихся там таутиешей.
Следует признать, что поначалу эта практика давала определенные плоды: среди лиц, ставших гражданами в 2014 году, к категории "изгнанники" (trimdinieki) относились 2006 человек, в 2015–м — 1737, в 2016–м — 1110. Впоследствии данная когорта уменьшилась ниже тысячи в год, а в прошлом году составила 765 человек. Впрочем, это все равно больше, чем лиц, которые прошли натурализацию.
В прошлом году за границей родилось и 3579 детей, которых зарегистрировали в качестве граждан Латвии. И здесь заметна ниспадающая тенденция — в 2015 году таковых было 5467. Нет основания полагать, что количество выходцев из нашей страны за этот срок существенно сократилось — массовой реэмиграции, вопреки призывам и плюшкам (более, впрочем, виртуальным) так и не произошло. Откуда же спад?
Смеем предположить, что эта разница сформировалась за счет смешанных браков, заключаемых гражданами Латвии и зарубежных государств. Несмотря на возможность пребывания детей в двойном гражданстве, значительная часть родителей записывает своих детей именно на гражданство супруга. Поскольку предполагает таковое более перспективным в социально–экономическом плане.
Двойное гражданство детей возможно в Латвии и для России — таковых 4000, что составляет 4–ю строчку в "турнирной таблице". Впереди — Великобритания (10 268), США (8976), Израиль (5232). Здесь стоит отметить также, что еврейское государство не смогло войти в число тех, которым Латвия разрешает сохранять два паспорта и по достижению совершеннолетия. В отличие, предположим, от Австралии (2785 двойных граждан) и Канады (2531).
Не все государства Евросоюза приветствуют наличие иностранного паспорта, даже если вторая страна тоже член ЕС. Потому в прошлом году среди тех, кто самостоятельно прекратил свою политическую связь с Латвией, было 53 гражданина Нидерландов и 37 граждан Германии. Отказываются от бывшей родины и те экс–латвийцы, которые проживают в Австрии, Великобритании.
Хотя вашему автору известен и обратный случай: человек, уехавший в США в 1990–е годы, сделался там полноправным американцем, потом выправил свежие латвийские документы, вернулся в нашу страну — и сознательно выбирает и президента Штатов, и наш Сейм. Но это, скорей, экзотика.
А вот по части отнятия гражданства Латвии, такового лишились в 2023 году параллельно являющиеся гражданами России (53), Израиля (9), Белоруссии (6). Надо отметить, что Украина, к которой Латвия воспылала братской любовью, также не принадлежит к числу стран, где можно сохранять двойное гражданство. Оттого в 2022 году латвийских паспортов лишились по решению суда 11 двойных граждан Латвии и Украины, а в 2024 году — 3.
О бедном Авене замолвили слово
Депутатов Комиссии Сейма по гражданству, миграции и сплочению общества все вышеприведенные данные, судя по всему, вполне устроили. Интересовали их более технические вопросы — не будет ли в ближайшем будущем заминок с оформлением документов? Раймондс Бергманис (Союз зеленых и крестьян) похвалил УДГМ за оперативность — у него процесс занял всего минут пять. Хотя, понятно, что фактурному силачу и экс–министру обороны явно не дали бы скучать в очереди…Так или иначе, депутат напомнил, что было немало случаев, когда люди приходили, скажем, для паспорта для ребенка в самый последний момент и вынуждены были отстаивать длинные очереди, нервничали, жаловались.
Санда Циелая, руководитель Отдела контроля статуса лиц УДГМ, ответила, что в данное время вал очередей в учреждении спал, работников хватает, новые документы выдаются на 10 лет. "Я понимаю, что процедура точно отработана, рутинный процесс, если только геополитический процесс не вызовет каких–то изменений", — подчеркнул председатель парламентской комиссии Гунарс Кутрис (СЗК).
Депутат Артурс Бутанс (Национальное объединение), напомнил, что Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией нашло "особую благожелательность", которую оказывали к некоторым соискателям гражданства при языковых экзаменах. Речь, очевидно, идет о самом богатом гражданине ЛР миллиардере Петре Авене (Петерс Авенс), к получению гражданства которым возникли вопросы у спецслужб.
На это госпожа Циелая парировала — в ведомстве отработан механизм повторных проверок, то есть решение экзаменационной комиссии может быть опротестовано не в пользу кандидата в граждане.
— Отнять гражданство можно, если выяснилось, что лицо предоставило ложные сведения, — отметил Гунарс Кутрис, бывший председатель Конституционного суда.
Но затем господин Бутанс продолжал расспрашивать чиновницу УДГМ по все той же проблематике, видимо, его очень это зацепило. В итоге, можно сказать, стороны зафиксировали различное понимание норм закона.
РЕКОРД ОТКАЗОВ ОТ ГРАЖДАНСТВА
В 2023 году был зафиксирован максимум людей, которые самостоятельно вышли из гражданства ЛР — 211. До того самым большим был 2014 год — 208 человек.
В свою очередь, лишено гражданства в прошлом году было 79 человек, а максимум засвидетельствовали в 2017 году — 207 человек.