Завтра на заседании правительства Латвии будет принято решение об утверждении последней на сей год группы лиц, принимаемых в граждане республики. Таким образом, в порядке натурализации нашими согражданами станут 67 претендентов, в том числе один несовершеннолетний ребенок.
Национальность претендентов в известной мере отражает пропорции нелатышской части общества: 75% натурализуемых — русские, 8% — белорусы, 5% — поляки. Отметились также турок, чуваш, украинец, немец, литовец.
Уровень образования: 43% — среднее, 30% — высшее, 15% — начальное, 12% — неизвестное.
Характерно выглядит список ведомств, которые дают добро на натурализацию — сегодня кандидатов проверяют 13 силовых структур и административных органов в диапазоне от Службы военной разведки и безопасности и Уголовно-следственного управления Государственной пограничной охраны до Администрации фонда гарантий средств содержания Министерства юстиции и Фонда материальной помощи Министерства иностранных дел. То есть натурализуемый не только не может являться нелояльным государству, но и не имеет права быть ему должен.
Строгий подход к проверке вкупе с усилением экзаменационных требований дает о себе знать: если в самом начале натурализации, когда еще имелись так называемые окна, в Латвии получили гражданство 984 человека (1995 г.), то спустя десятилетие последовал подлинный вал — 19 169 человек (2005 г.), а вот через девять лет началось затухание. И что интересно — внешний фактор, ведь именно в 2014 году произошла аннексия Крыма и начались боевые действия на Восточной Украине.
Вероятно, в верхах Латвии созрел консенсус — нечего плодить «лишних» граждан. И вот в 2021-2022 гг. достигается абсолютный минимум — 419 и 518 человек соответственно. В этом году — 528, тоже невелика разница.
Так что, несмотря на переход ответственного за интеграцию Министерства культуры из ведения Национального объединения под кураторство «Прогрессивных», неграждане продолжают оставаться вещью в себе.