«Да никто их не посадит и даже вообще не накажет», – примерно такой комментарий чаще всего звучит всякий раз, когда появляется информация о тех или иных, дипломатично говоря, сомнительных поступках должностных лиц и прежде всего власть имущих – депутатов, министров…
Именно так простые латвийцы отреагировали и на недавнюю новость о том, что два лица получили статус «право на защиту» в рамках уголовного процесса по печально известному «самолетному делу». Процесс, напомним, начат по факту возможной растраты государственных средств при закупке услуг частных самолетов для нужд тогдашнего премьера Кришьяниса Кариньша. «Ничего Кариньшу не грозит!» – уверены жители страны.
А как в действительности? И насколько вообще справедливо утверждение, что латвийские ведущие политики практически «неприкасаемы»?
«Самолетное дело»: неужели найдут виновных?
Давайте обратимся к фактам. Но сперва все-таки отметим, что едва ли теперь уже экс-премьер окажется на скамье подсудимых по «самолетному» делу – он ведь никаких документов не подписывал, закупки услуг частных авиакомпаний не производил, никаких финансовых сделок на сей счет тоже не осуществлял. Даже если чиновники и бывшие сотрудники его бюро попытаются утверждать, что команду использовать частные борты давал лично Кариньш, едва ли это удастся доказать. Но нельзя исключить, что кому-то из VIP-персон обвинение будет предъявлено.Что же касается тех, кому присвоен статус подозреваемых – «право на защиту», – то нельзя исключить, что речь идет о шефе Госканцелярии Янисе Цитсковскисе и бывшем главе бюро премьера Янисе Патмалниексе, который, кстати, является депутатом Сейма от «Нового Единства». Косвенно о том, что у Патмалниекса «возникли проблемы», свидетельствует недавнее решение этого депутата покинуть должность парламентского секретаря премьера.
А как часто латвийские власть имущие попадают под уголовный процесс и неужели дело заканчивается обвинительным приговором? Объективности ради признаем, что совсем уж неприкасаемыми политики не являются. Особенно, если они находятся в оппозиции.
Быстрое наказание
За примером того, как легко из депутата превратиться… в виновного в преступном деянии, далеко ходить не нужно. Прямо в Сейме этого созыва под следствием оказалась теперь уже бывшая слуга народа Глория Гревцова. Напомним, что ее обвинили в предоставлении ложных сведений о себе Центральной избирательной комиссии.
Расследование этого уголовного процесса (прямо скажем, очень даже простого) велось весьма оперативно, далее две судебные инстанции признали Гревцову виновной, сенат не стал рассматривать кассацию и в итоге обвинительный приговор вступил в силу. Гревцова в рекордно короткие сроки потеряла мандат депутата Сейма. Отметим, что пока Гревцова является единственным депутатом, с которого в парламенте этого созыва была снята депутатская неприкосновенность.
В парламенте прошлого созыва депутаты сняли иммунитет с двух своих коллег – Яниса Адамсона и Мартиньша Бондарса. Первый обвиняется в серьезном государственном преступлении, и первая инстанция признала его виновным в шпионаже. Впереди еще как минимум одна судебная инстанция. Что же касается Бондарса, то суд первой инстанции его полностью оправдал в деле о возможной подделке документов.
Полный провал
Полным фиаско завершилась и попытка латвийской Фемиды признать евродепутата прошлого и нового созыва Нила Ушакова виновным в хранении некоего прослушивающего устройства в кабинете Рижской думы. Две судебные инстанции не только оправдали Ушакова, признав, что нет состава преступления, но еще и обязали Минюст извиниться перед ним от имени Латвийского государства, что и было сделано. Тем самым Ушаков оказался прав, заявив, что это дело сфабриковано по политическим мотивам.
Две судебные инстанции оправдали и нынешнего депутата Сейма Айнара Шлесерса – речь идет о многолетней судебной эпопее вокруг так называемого цифрового ТВ.
Трое виновных экс-слуг народа
А вот выданные правосудию для проведения всех процессуальных действий депутаты Сейма прошлого парламента – Атис Закатистовс и Артусс Кайминьш – в итоге были признаны виновными в финансовых преступлениях.
Но если эти два политика были признаны виновными уже после завершения своих депутатских полномочий, то Алдис Адамович был лишен депутатского мандата Сейма прошлого созыва в результате вступившего в силу приговора по обвинению политика в незаконном получении депутатской компенсации! На этом политическая карьера Адамовича была завершена.
Бывший министр обвиняется и…
Вообще при парламенте прошлого созыва, работа которого пришлась на пандемию ковида, не только были побиты рекорды по числу депутатов, лишенных иммунитета, но впервые к уголовной ответственности именно за должностное преступление была привлечена бывший министр Илзе Винькеле.
Она обвинялась в бездействии, в результате чего вовремя и в нужном объеме не была закуплена вакцина от ковида. Правда, в этом году первая судебная инстанция ее полностью оправдала. Очевидно, что судебное разбирательство будет продолжено – уже в окружном суде.
Попытка лишить иммунитета привела к роспуску!
Фактически в новейшей истории в каждом из сеймовских созывов кто-то из слуг народа оказывался под следствием, и, стало быть, Сейм голосовал за лишение его депутатской неприкосновенности.
Один раз, впрочем, парламент большинством голосов отклонил запрос прокуратуры о снятии депутатской неприкосновенности, и это стало предлогом для знаменитого указа номер 2 – роспуска парламента. Это случилось в 2011 году, и тогда «виновником» был все тот же Шлесерс и все по тому же многострадальному делу о цифровом ТВ.
И никто не присел
Из этого обзора явно не следует, что депутаты или министры всегда выходят сухими из воды и Фемида относится к ним благосклонно.
Но, с другой стороны, правы и те, которые недоумевают: как это так могло случиться, что в стране вместо приватизации случилась «прихватизация», имели место и многомиллионные растраты, и «кража государства», как в свое время признали международные эксперты, а виновных нет?!
Вот из-за этой безнаказанности мы так и живем: Латвия и через 20 лет членства в ЕС все еще является одной из самых бедных стран Евросоюза!