С недавних пор надо привыкать: после свадьбы, которая была сыграна в начале сентября в Юрмальском гольф–клубе, одна из самых известных латвийских пляжных волейболисток Анастасия Кравченок теперь по мужу — Самойлова.
Впрочем, смена фамилии нисколько не повлияет на ее планы и выступления. А скорее наоборот, так как один из спортивной династии Самойловых — Михаил (младший брат Александра и сын тренера Геннадия), сам еще действующий игрок, хотя не первый год уже и тренирует.
Пара бич–волейболисток Тина Граудиня и тогда еще Анастасия Кравченок после выступления на Олимпиаде в Токио (выход в полуфинал и итоговое четвертое место) продолжают стучаться в мировую элиту. И им, надо признать, такой прорыв удался. Сегодня латвийский дуэт — сильнейший в Европе и один из самых видных в мире. Неслучайно на прошедшем в Мюнхене континентальном первенстве именно наши девушки сумели затмить всех, второй раз в карьере взяв золото этих соревнований (в первый раз чемпионками Европы они стали три года назад в Москве).
Победа в Мюнхене — как вишенка на торте
С этих воспоминаний и двух титулов и завязался наш разговор с 25–летней уроженкой Даугавпилса Анастасией Кравч… Нет, конечно же — Самойловой.
— Этот сезон у нас очень успешный даже без победы на чемпионате Европы в Мюнхене. Ведь мы впервые с Тиной взяли медаль на этапе Мирового тура в Мексике. Раньше такого никогда не было — то четвертое место, то пятое. Сейчас все получилось — в начале года мы стали вторыми. Что еще радует, так это уровень игры, который стал более стабильным. Так что наша победа в Германии — как вишенка на торте.
— Эмоции такие же, как три года назад в Москве?
— Я не хочу обесценивать наш успех 2019 года, но тогда нам казалось, что мы просто летим и нас никто не может остановить. В Мюнхене это было уже выстраданное золото — мы боролись изо всех сил, начиная с 1/4 финала обыгрывали очень сильные команды, которых ранее никогда не побеждали. Так что у меня больше радости не за сам титул, хотя это круто, а за ту игру, которую мы продемонстрировали, и за ту атмосферу, которая была у нас на площадке. Хотелось бы все это сохранить и перенести на другие турниры.
— Буквально недавно вы поменяли тренера — вместо южноамериканца Густаво Рочи с вами будет работать польский специалист.
— Тут все очень просто — нельзя за месяц до важных стартов покидать команду и уезжать по своим делам на другой конец света. Я понимаю, там ему больше платят, у нас — мизер. Но если ты взялся, то делай. А то все это выглядело несерьезно, и так бывало неоднократно. А польского тренера Дамьяна Войтасика мы хорошо знаем, лет шесть, наверное. Против его сильнейшей польской команды мы играли неоднократно. Думаю, это оптимальный выбор для нас с перспективой подготовки к Олимпиаде 2024 года в Париже.
— А что с песком — для тебя он одинаковый везде, или все же есть разница?
— Он везде разный. Идеальный песок — в Юрмале: он белый, чистенький, он мягкий, но при этом не глубокий и не твердый. Мы делим песок не по цвету, а по глубине. Насколько глубокий песок, зависит и игра, она меняется. Самый неудобный песок к португальском Эшпинью. Там океанское побережье, песок глубокий и колючий, прямо он тебя царапает. Из–за него там тяжело играть.
— Лучшие болельщики и лучший турнир…
— Помимо Юрмалы это турниры в швейцарском Гштаде и Вене. Там всегда выкуплены все билеты. В этом году за три недели до старта мы пытались достать билеты нашим знакомым — все было выкуплено уже. Атмосфера там всегда потрясающая, это крутое шоу, на которое люди приходят не за результатом, а хорошо провести время. Они поют, танцуют, позитивная энергия бьет через край, которая передается и нам. Плюс архитектура и природа вокруг — все просто волшебно.
Из одной школы с Лебедевым и Малюхиным
— А ты помнишь тот день, когда поняла, что пляжный волейбол — это навсегда?
— Как это ни парадоксально, в детстве я вообще не любила спорт. Вот только когда я пошла на волейбол, то сразу поняла — эта моя любовь. О других видах спорта я и не задумывалась, хотя дедушка всегда хотел, чтобы я занималась теннисом. В какой именно день я решила, что пляжный волейбол — это мое, не помню. Классический волейбол тоже нравился, но не так сильно.
— В Даугавпилсе ты часто бываешь? Ты ведь там и заканчивала среднюю школу.
— Я училась в 3–й средней школе. Кстати, ее заканчивали и биатлонист Олег Малюхин, и спидвеист Анджей Лебедев. Сейчас уже не так часто бываю в Даугавпилсе, потому что вся моя жизнь связана с Ригой и Юрмалой — здесь я тренируюсь, только здесь есть крытые манежи, а значит, можно заниматься и зимой. Получается, что вся моя жизнь переместилась в столицу. Тем более что и мой муж в Риге.
— Когда ты стала понимать, что можешь в пляжном волейболе достичь серьезных высот?
— Поворотный момент — победа с Тиной на молодежном чемпионате Европы в 2016–м. Тогда я поняла, что буду этим заниматься профессионально и зарабатывать себе на жизнь.
Главный болельщик — дедушка
— Можно ли в пляжном волейболе спокойно зарабатывать на жизнь?
— Зарабатывают только сильнейшие. Примерно это наш уровень. Ассоциация игроков пляжного волейбола постоянно ведет работу над тем, чтобы качество турниров улучшалось, чтобы призовые увеличивались. Если мы сравниваем с другими видами спорта, у нас совсем небольшие деньги.
— Может быть, прав был твой дедушка, когда говорил, что лучше надо было заниматься большим теннисом? Там все–таки совсем другие призовые.
— Он был на чемпионате Европы в Москве, он мой главный болельщик. Даже есть фотографии, на которых он во время соревнований в Юрмале сидит на трибунах с плакатом и поддерживает нас с Тиной. Он смотрит все наши игры, которые может найти в интернете. Нет, конечно, и мои родители смотрят все мои игры. Но дедушка есть дедушка… Мой дорогой и любимый Владимир Степанович…
"Служебный роман" Насти и Миши
— Не могу не спросить тебя о служебном романе. Встреча с Михаилом Самойловым наверняка была не случайной?
— Конечно, все произошло благодаря пляжному волейболу, он нас и познакомил. Потому что будь я вне этой игры, навряд ли наша встреча стала бы возможной. Ну разве что чисто случайно.
— У вас будет свадебное путешествие?
— Это большой вопрос. Боюсь, что в классическом понимании его не будет. У меня сезон заканчивается: до конца года остается турнир в Париже, у Миши сезон только начинается. У нас не получается совместить. Правда, мы все же нашли баланс — я присоединюсь к Мише где–то в октябре на одном из турниров. Не назову это полноценным путешествием, но как есть.
— Из чего состоит твоя жизнь, чем любишь заниматься помимо пляжного волейбола?
— Сериалы и книги — это понятно. Но еще люблю во время отпуска путешествовать, забираться в горы, посещать красивые места, делать фотографии и видео. Не так давно мы были в Доломитах, например. У нас три последних года с друзьями появилась такая традиция — ездить в горы. Это потрясающая красота. Понравилось мне и в Австралии. Наверное, это банально, но горы, голубое небо и белый песок я люблю…