От новой инициативы Европейского союза в шоке даже сами биатлонисты.
На протяжении всего межсезонья не утихало обсуждение реформ, которые проводит Международная федерация лыжного спорта. Неординарность решений FIS противопоставляли взвешенному и грамотному управлению биатлонной федерации (IBU). Однако перед стартом сезона заволноваться пришлось и биатлонистам. Европейский союз может принять закон, который перевернет их спорт с ног на голову.
Действующие спортсмены в шоке!
Безопасность превыше всегоНе секрет, что профессиональные биатлонисты используют в своей работе свинцовые пули. В контексте разговора об экологии это очень важная деталь — чиновники давно пытаются вывести свинец из эксплуатации хотя бы на соревнованиях на открытом воздухе.
Инициатива логичная. Это химическое вещество вредно для здоровья человека в любых количествах, поэтому взаимодействие с ним лучше сократить до минимума. Еще в 2019 году Европейская комиссия попросила Европейское химическое агентство проработать вопрос возможного запрета свинца — в частности, на биатлонных стадионах.
Важно отметить и то, что винтовка со свинцовыми патронами — это настоящее оружие, а значит — потенциальная угроза для жизни людей. Разумеется, профи умеют обращаться со своими винтовками и знают правила техники безопасности, однако бывают разные инциденты. Например, в 2014 году немецкая спортсменка Юлия Пипер совершила суицид, воспользовавшись биатлонным снаряжением.
Спустя три года исследований функционеры укрепили своё мнение о необходимости перемен и всерьез заговорили о переходе на лазерное оружие. Это решение, согласно отчету властей, минимизирует «риски для здоровья человека и окружающей среды». По имеющейся информации, в начале 2023 года Еврокомиссия получит доклады нескольких своих комитетов и вынесет биатлону вердикт, который может стать судьбоносным.
Лазер убьёт биатлонКак это часто бывает в жизни, вопрос безопасности и ограничений встаёт на весы со зрелищностью и адреналином. Действующие биатлонисты были против перехода на лазерное стрельбище еще 3 года назад.
Олимпийская чемпионка Сочи-2014 в смешанной эстафете Тириль Экхофф, например, тогда заявила, что в случае использования нового вида винтовок ей придется уйти из биатлона. Скептически отзывалась об этой инициативе и ее партнерша по команде Марте Ройселанд.
Понятнее всего последствия этой реформы объяснили шведские биатлонисты:
— Возможно, я немного старомоден, но я думаю, что важной причиной увлечения биатлоном является использование настоящего оружия, которое имеет отдачу и поддается влиянию ветра. Если мы перейдем на лазер, он будет производить меньше шума, и ветер внезапно перестанет иметь значение, — говорит Себастьян Самуэльссон.
25-летний спортсмен абсолютно прав в том, что биатлон потеряет элемент неожиданности и присущую этому спорту непредсказуемость до последнего рубежа. Из лазерной винтовки попасть в мишень гораздо проще.
Спортсменам больше не понадобится заниматься пристрелкой в начале гонки, и побеждать станут те, кто быстрее бежит. В конечном счете болельщики будут наблюдать не за биатлоном, а за чуть видоизмененными лыжными гонками. Хотя биатлон задумывался для того, чтобы показывать мастерство и психологию не только на лыжне.
Разорение для федерацийОтдельная проблема — переоборудование стрельбищ. Этапы Кубка мира — это вершина айсберга, и замена огневых рубежей на ключевых стадионах не сильно ударит по карману национальных федераций.
Однако соблюсти требования потенциально нового закона придется и остальным спортшколам и аренам. Тут важно понимать, что, например, в Германии альпийские школы используют пневматическое оружие, потому что мелкокалиберное стоит гораздо дороже. А при нововведениях от ЕС придется задуматься о переходе на лазерные винтовки — сэкономить тут никак не получится.
Вдобавок к этому многие арены до сих пор используют механические мишени, то есть после каждого выстрела их нужно вручную возвращать назад. Администрациям таких спортсооружений вообще придется сделать резкий и финансово болезненный эволюционный скачок. Норвежская добровольческая стрелковая ассоциация и федерация лыжного спорта предполагают, что многие клубы не смогут справиться с дополнительными расходами.
Очевидно, что национальные биатлонные организации будут сопротивляться инициативе Евросоюза до последнего. Правда, делают это они уже три года, но точка зрения чиновников никак не поменялась. Революционные изменения в биатлоне уже не просто разговоры, а, возможно, вопрос ближайших месяцев.