Несмотря на организованный США бойкот, летние игры при Брежневе прошли на высоком уровне.
Практически каждый русский в соответствующием возрасте вспомнит финальную песню Олимпиады 1980 года, но не вспомнит ни одной, прозвучавшей в 2014-м в Сочи.
19 июля 1980 года в Москве открылись XXII Летние Олимпийские игры. 3 августа состоялась церемония закрытия соревнований. Прошло более 40 лет, а мы до сих пор с теплотой и грустью напеваем «До свиданья, Москва, до свиданья» и вспоминаем кадры, на которых мишка пускает слезу, машет лапой и улетает в «сказочный лес».
Олимпиада в СССР стала первой в истории, которая прошла на территории Восточной Европы в социалистической стране. Понятно, что к событию было приковано внимание всего мира, поэтому перед организаторами ставилась задача провести соревнования на самом высоком уровне. Заведующий кафедрой режиссуры и актерского искусства эстрады Санкт-Петербургского государственного института культуры, профессор Аскольд Конович был одним из постановщиков церемоний открытия и закрытия.
Мощная, эмоциональная, несущая дух многонациональных традиций получилась постановка. Четыре десятилетия назад никому и в голову не могло прийти организовать такое грандиозное мероприятие иностранцев. Наоборот, методике проведения стадионных театрализованных художественно-спортивных представлений в Москву ездили учиться со всего мира.
-Для сравнения пересмотрите открытие и закрытие Олимпиады 2014 года, которую ставили зарубежные специалисты. Какая нужда была приглашать иностранцев? Никакой, кроме финансово-экономической, - горячился в интервью Аскольд Аркадьевич. - В Сочи потратили огромные деньги на помпезность, но не смогли представить образ, который оставил бы след в сердцах людей. Придумали непонятных персонажей - не разберешь, кто есть кто. Откровенным плагиатом выглядел медведь, который тоже вроде как заплакал, но это никого не тронуло. Да этого почти никто и не заметил. А все потому, что не нашли яркое, образное решение, не передали основное – атмосферу. Константин Львович Эрнст, гендиректор Первого канала, прямо заявил: «Для нас важны не несколько тысяч зрителей на стадионе, - важно, чтобы миллионы увидели яркую картинку». На мой взгляд, это порочная практика. Результат: практически каждый в нашей стране споет финальную песню Олимпиады 1980 года, но не вспомнит ни одной, прозвучавшей в 2014-м. Все знают талисман московской Олимпиады, но вряд ли назовет талисманы сочинской.
"У нас не было компьютерной графики – ту же слезу у олимпийского мишки изобразили с помощью флажков, - вспоминает Конович, - Я в то время был специалистом по художественному фону и как раз работал над этим. Добиться абсолютной синхронности позволили долгие репетиции, которые проходили на столичных стадионах, и железная дисциплина. На трибунах сидели переодетые военнослужащие – по легенде все представляли разные спортивные общества. Отбирались лучшие из лучших. Восемь тысяч молодых людей флажками, шарами, манишками и шапочками создавали и оживляли картины. Огромная организационная работа была проделана. Всех надо было привезти, а это десятки автобусов с сопровождением, разместить в определенном порядке на трибуне, накормить. Скажу откровенно, мои попытки в сегодняшних реалиях несколько раз использовать художественный фон заканчивались неудачей именно на этапе решения организационных вопросов".