Страшные драмы происходят у бурых медведей: самцы убивают медвежат, чтобы самки снова стали способны к воспроизводству, поэтому медведицы выставляют между детенышами и самцами живой щит из людей.
Экологи из Норвежского университета естественных наук под руководством профессора Сэма Стейаэрта искали в поведении бурых медведей (Ursus arctos) подтверждение теории «экологии страха». Согласно этой теории, живые существа иногда селятся не на самой привлекательной территории, если эта территория опасна для тех, кто угрожает их жизни.
Жизни медвежат угрожают взрослые самцы. У медведей широко распространен инфантицид: дело в том, что, пока медведица воспитывает детенышей, она не способна к продолжению рода. У самца есть два выхода: либо ждать от 18 до 30 месяцев, пока медвежата не станут самостоятельными, либо убить медвежат — и тогда самка будет готова к спариванию всего через несколько дней.
Чтобы уберечь медвежат, в период гона — с мая по июль — самки уходят жить туда, где медведям в другое время года не очень нравится: ближе к человеку.
Сам по себе человек для медведя, конечно, низшее звено в пищевой цепи, но целый город людей, автомобили и охотники с ружьями — безусловно, сверххищники. Ученые отслеживали перемещения самок с помощью GPS-ошейников и выяснили, что на время гона многие самки уходят ближе к городу, туда, где не любят бывать самцы. Те же самки, которые остаются в своем обычном ареале, имеют гораздо больше шансов потерять детенышей.
Исследование опубликовано в журнале Proceedings of royal Society B.