Ежегодно на наше государство подается 200–300 исковых заявлений в Европейский суд по правам человека, призванный решать вопросы о возможном нарушении Европейской конвенции по правам человека и основным свободам. Комиссия сейма по иностранным делам озаботилась этой непростой темой…
Как явствовало из документа, представленного спецпредставителем ЛР в международных правовых органах Инесе Лице, отстаивающей честь страны с 2012 года, большинство из поступающих в Страсбург исков (в 2019 году всего прислали 233) отклоняется "решением одного судьи как очевидно необоснованные".
Однако народ становится все более юридически подкованным, и если в 2017 году отвергли сходу 249 заявлений, то в прошлом году только 190. Всего же с 1997 года Латвии как государству пришлось отвечать по 381 жалобе, по 349 вынесен приговор: 184 — отклонены, 165 — признано хотя бы одно нарушение. Общий финансовый итог для Латвии — 2 133 256 евро 35 центов.
По мнению госпожи Лице, самыми яркими являются "дела о принципиально важных для государственности и идентичности Латвии". Затем — процессы по применению меры заключения; о длительности суда в Латвии; об условиях содержания; о нарушениях прав собственности. Вместе с тем, как она пояснила депутатам, социально–экономические вопросы Страсбург априори не решает.
Дела в ЕСПЧ именуются весьма грозно, к примеру: "Наср Аллах против Латвии". Также и протекают они длительно, как–то — 6 лет господин Кадикис и еще шесть лиц судились с государством по поводу бытовых особенностей национальной тюрьмы. А вот в деле, возбужденном по иску господина Ясинскиса, ЕСПЧ упрекнул ЛР в страшном: нарушении права на жизнь!
— Ситуация улучшилась, — в целом оптимистична И. Лице. По ее словам, осужденные латвийскими судами теперь преимущественно решают свои проблемы на родине. Правда, и тут бывают "неудачные формулировки" судов, нарушающие презумпцию невиновности — и в итоге это портит ЛР статистику.
"Вмешательство было соразмерным"
В обзоре И. Лице фигурировал также знаковый процесс по иску активиста защиты русских школ Юрия Петропавловского, которому было отказано в гражданстве Латвии, несмотря на успешную процедуру натурализации. "Суд признал, что демократическое государство вправе требовать, чтобы лица, желающие получить гражданство этого государства, были лояльны к этому государству и его конституционным принципам".
Точно так же после иска госпожи, требовавшей написания своей фамилии как Mentzen вместо Mencena, в Страсбурге решили: "Транскрипция и грамматическое приспособление семейной фамилии заявительницы, изменившие оригинальную форму… являются вмешательством в ее права на частную и семейную жизнь, однако в видении Суда это вмешательство было соразмерным".
К большой радости участников комиссии, госпожа Лице заговорила о нарушениях прав человека Россией — в контексте ее агрессии против Грузии и Украины. Председатель комиссии Рихардс Колс (Национальное объединение) поинтересовался — рассказывает ли Латвия в Страсбурге о Преамбуле к Сатверсме, из которой вытекает очень многое?
"У государства есть весьма широкая свобода действий при выборе средств для достижения важных ему целей, если только государство способно обосновать и наглядно разъяснить подлинную необходимость и применимость избранных средств", — значится в документе, представленном г–жой Лице. Все рассматриваемые в Страсбурге дела она докладывает на Кабинете министров — чтобы Судебной палате было представлено аргументированное мнение правительства. Ведь оппоненты у последнего бывают серьезные: Кононов, Жданок, ну и — Перепелкин.
Последняя фамилия малоизвестна в широких кругах, но этот господин является абсолютным чемпионом — ЕСПЧ постановил выплатить ему 871 271 евро 12 центов за моральный ущерб, 3000 за неимущественный урон, 1500 за судебные расходы. Так увенчался 15–летний судебный процесс об отчуждении земли на территории Рижского свободного порта.
Николай КАБАНОВ.