Когда говорят о климатическом кризисе, то решение видят в том, чтобы убедить женщин иметь меньше детей. Когда обсуждают, что общества стареют, тогда рекомендуют иметь больше детей. Высокий демографический рост в одних странах и старение населения в других побуждает некоторые правительства проводить политику контроля для снижения, увеличения или поддержания уровня рождаемости, практически сводя человечество к простым «числам» и превращая женские тела в инструмент без учета их сексуальных и репродуктивных прав, сказано в последнем докладе Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА / UNFPA).
«Правительства все больше используют политику в демографических целях либо для снижения рождаемости, либо для ее повышения, что способствует беспокойству населения, поскольку передается идея о том, что существует демографическая проблема, требующая вмешательства властей», — объясняет демограф и представитель ЮНФПА в Украине Хайме Надаль Ройг. Такой демографический подход фактически эксплуатирует женщин, превращая их в средство для достижения цели, считает он. К наиболее радикальным относятся такие страны, как Иран, который ввел ограничения на аборты и запретил службам общественного здравоохранения предлагать бесплатные противозачаточные средства для повышения рождаемости. Или некоторые штаты в Индии, которые продвигают меры по ограничению рождаемости, такие как политика максимум двух детей на одну женщину.
В ноябре прошлого года ООН объявила, что численность человечества превысила 8 миллиардов человек, при этом две трети населения проживает в местах, где коэффициент рождаемости упал ниже так называемого «уровня воспроизводства» — 2,1 ребенка на одну женщину. Эта цифра, которую часто называют гарантией демографической стабильности, стала красной чертой, за которой правительства и средства массовой информации используют такие катастрофические термины, как «демографическая бомба», когда она превышена, или «демографическая катастрофа», когда не достигнута, говорят в ЮНФПА.
Опрос, проведенный по заказу ЮНФПА среди 7797 человек из восьми стран (Бразилии, Египта, Франции, Венгрии, Индии, Японии, Нигерии и США), показывает, что количество людей, живущих на планете, воспринимается как «слишком большое». Шесть из семи человек говорят, что они «чувствуют себя неуверенно» в мире, которому угрожает климатический кризис, и в котором напряженность увеличилась после пандемии Covid-19, российского вторжения в Украину, исторических масштабов массового перемещения, ослабления экономики и нехватки продовольствия и энергии.
Однако к проблемам экономического или климатического характера не следует подходить с демографической точки зрения, считают авторы доклада.
Так, согласно отчету, в некоторых странах, где правительства проводят политику повышения рождаемости, «аборты могут быть ограничены, что обычно сопровождается другими мерами, такими как отказ в половом воспитании в школах или трудности с доступом к противозачаточным средствам», — поясняет Надаль. «Это общемировая тенденция», — добавляет демограф, который напоминает, что противоположная политика, ограничивающая рождаемость, исторически также приводила к нарушению прав человека, например, к принудительной стерилизации женщин из числа коренного населения Америки или цыган Европы.
«Женщины — это не фабрики детей, — говорит исполнительный директор ЮНФПА Наталья Канем. — Правильный вопрос заключается не в том, слишком много или мало населения, а в том, все ли люди живут свободно и соблюдаются ли их репродуктивные права». Ее вывод состоит в том, что когда к населению относятся как к цифрам, а не как к людям, права человека попираются.
Данные это подтверждают. Последний опрос ЮНФПА о состоянии населения мира, проведенный в 68 странах, показывает, что 44% женщин, состоящих в отношениях, не могут принимать решения о своем здоровье, сексуальных отношениях или методах контрацепции. Результатом этой ситуации является то, что «почти половина всех беременностей является нежелательной», подавляется основное право женщин свободно и ответственно решать, хотят ли они иметь детей, и если да, то сколько.
«10% населения ответственны за 50% причин выбросов парниковых газов», — подчеркивает Надаль, отмечая, что «страны с низким уровнем рождаемости, которые хотят его повысить, производят большую часть CO2».
Другими словами, снижение коэффициента рождаемости не решит климатический кризис, потому что страны, в которых зарегистрировано наибольшее количество новорожденных, меньше всего влияют на изменение климата, несмотря на то, что они больше всего страдают от его последствий, подчеркивает Канем.
К тому же, сокращение населения не будет иметь последствий в краткосрочной или среднесрочной перспективе. «Две трети демографического роста, который будет иметь место до 2050 года, объясняется так называемым «демографическим моментом», инерцией, вызванной нынешней молодостью населения мира и ростом продолжительности жизни», — уточняет Надаль.
В отчете ЮНФПА также говорится, что увеличение рождаемости в странах со стареющим населением также не будет иметь немедленных последствий: оно не решит текущие выплаты пенсий и может вызвать нежелательные последствия, такие как более высокие расходы на образование или систему здравоохранения. В этом случае меры, которые, по мнению экспертов, наиболее эффективно укрепили бы системы социальной защиты, — это политика равенства, направленная на содействие более широкому включению женщин в рынок труда на тех же условиях, что и мужчины, со структурой поддержки, позволяющей примирить продуктивную роль с репродуктивной. И в то же время мужчин надо больше привлекать заниматься домашними делами.
«Иммиграция должна быть частью обсуждения, поскольку иммигранты повышают уровень рождаемости», — говорит Канем.
Эксперт ЮНФПА отвергает теорию «великого замещения», выдвинутую Рено Камю чуть более десяти лет назад и ныне защищаемую крайне правыми белыми, согласно которой более высокий уровень рождаемости среди иммигрантов в конечном итоге заменит коренное (белое) население принимающих стран.
Перед лицом манипуляций с демографическими цифрами, которые, по словам исследователя ЮНФПА Майкла Херманна, всегда заканчиваются «умалением прав человека», есть только одно возможное противоядие: усилить «демографическую устойчивость», то есть способность адаптироваться и предвидеть проблемы населения, размер которого колебался на протяжении всей истории человечества. Потому что, как заключает агентство ООН, «изменения числа населения нужно планировать, а не бояться».