Вашингтон не намерен вступать в гонку вооружений с Москвой и Пекином, заявили в Белом Доме.
Советник Белого дома по национальной безопасности обратился к основным геополитическим соперникам США с призывом исправить ситуацию, складывающуюся в глобальной системе предотвращения ядерной войны
Соединенным Штатам не нужно больше ядерного оружия для сдерживания ядерных сил России и Китая, заявил в пятницу советник Белого дома по национальной безопасности Джейк Салливан.
Салливан также заявил, что Вашингтон будет соблюдать ограничения на стратегические ядерные вооружения, установленные в договоре СНВ-III в 2010 году, до истечения срока действия пакта в 2026 году, если Россия сделает то же самое. Кроме того, США стремятся к переговорам о контроле над вооружениями как с Москвой, так и с Пекином.
Салливан сказал об этом, выступая на мероприятии, организованном Ассоциацией по контролю над вооружениями. Его речь стала очередным обращением США к своим главным геополитическим соперникам, чтобы помочь исправить то, что Салливан назвал «главными трещинами» в многолетней глобальной системе, предназначенной для предотвращения ядерной войны.
Москва и Пекин до сих пор отвергали эти инициативы.
Китай, находящийся в противостоянии с Соединенными Штатами из-за Тайваня и увеличивающий свой ядерный арсенал, отказался участвовать в диалоге по снижению риска конфликта с Вашингтоном. Кроме того, на этой неделе министру обороны США было отказано в переговорах с его китайским коллегой.
Пентагон заявляет, что к 2035 году Китай, вероятно, увеличит свой ядерный арсенал более чем в три раза до 1 500 боеголовок.
Россия, которая угрожала применить ядерное оружие в войне против Украины, в феврале заявила, что приостанавливает участие в договоре СНВ-III. В Вашингтоне действия Москвы назвали «безответственными и незаконными».
В четверг Соединенные Штаты прекратили отправку России уведомлений, требуемых по договору.
Последнее американо-российское соглашение о контроле над стратегическими вооружениями, договор СНВ-III, ограничил количество стратегических ядерных боеголовок, которые стороны могут развернуть, до 1 550. Он также ограничивает количество ракет наземного и подводного базирования и бомбардировщиков для их доставки до 700.
Салливан отметил, что в течение многих лет соперничающие страны не обсуждали другие спорные вопросы «стратегической стабильности», чтобы снизить риски ядерной конфронтации.
По его словам, Соединенные Штаты разрабатывают «новые стратегии», чтобы соответствовать новой эре, включая модернизацию ядерных сил и разработку передовых обычных вооружений, таких как гиперзвуковые ракеты, «которые будут поддерживать наши вооруженные силы в течение десятилетий».
С расширением китайского ядерного арсенала Соединенные Штаты впервые могут противостоять двум основным соперникам там, где они раньше сталкивались только с Россией.
Однако Салливан сказал, что передовые военные возможности и укрепление альянсов с союзниками могут сдержать конфликт с обеими сторонами.
«Соединенным Штатам не нужно увеличивать наши ядерные силы, чтобы превзойти по численности совокупную мощь наших соперников и успешно их сдерживать, — сказал Салливан. — Соединенным Штатам также не нужно развертывать все более опасное ядерное оружие для поддержания сдерживания. Скорее, наш подход к сдерживанию означает “лучше, а не больше”».
По его словам, Соединенные Штаты стремятся начать переговоры без предварительных условий с Китаем о снижении риска конфликта и переговоры с Россией по договору об ограничении стратегических вооружений, который заменит СНВ-III, истекающий в феврале 2026 года.
«Заявляя о приостановке действия договора СНВ-III, Россия также публично обязалась придерживаться основных ограничений договора, что указывает на потенциальную готовность продолжать ограничивать стратегические ядерные силы до 2026 года. Мы согласны с этим», — сказал Салливан.
Сказав, что «бессрочное соперничество» в ядерных вооружениях не отвечает интересам ни той, ни другой страны, он добавил, что Вашингтон «готов придерживаться центральных ограничений (СНВ-III) до тех пор, пока это делает Россия».
«Вместо того, чтобы ждать, пока будут разрешены все наши двусторонние разногласия, Соединенные Штаты готовы привлечь Россию сейчас для управления ядерными рисками и разработки системы контроля над вооружениями на период после 2026 года», — продолжил Салливан.
Однако этот пакт должен учитывать растущий ядерный арсенал Китая, сказал он.
«Тип ограничений, на которые Соединенные Штаты могут согласиться после истечения срока действия договора, конечно, будет зависеть от размера и масштаба наращивания сил Китая. Вот почему мы также готовы взаимодействовать с Китаем без предварительных условий», - добавил советник Белого дома по национальной безопасности.
При этом Соединенные Штаты «встревожены» заявлением российского дипломата, заявившего, что Москва отменит ратификацию Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 года.
«Подобный шаг со стороны любого государства, подписавшего соглашение, без необходимости ставит под угрозу глобальный норматив, запрещающий проведение ядерных взрывов», – говорится в заявлении официального представителя Госдепартамента.