«Признак серьезных, почти тектонических, геополитических изменений - очевидное снижение роли США. США не могут справиться со всеми возникающими вызовами. Война в Украине - симптом этой неспособности. В мирное время у нас сложился стереотип, что Америка - самая сильная и могущественная. В военном, экономическом и технологическом плане. Война - это лакмусовая бумажка, которая показывает, какова реальная ситуация, - заявил в интервью «Неаткариге» профессор Леон Тайванс, руководитель Центра изучения Азии Латвийского университета.
Здесь я должен пояснить, что хочу изменить интерпретацию войны немного в пользу России, но это не означает ее оправдания. Воюющими сторонами являются коллективный Запад и Россия. Динамика боевых действий в Украине показывает, что эти силы находятся в равновесии. Мнимая огромная мощь Запада и США оказалась мифологической. Что это означает? Это означает, что США больше не в состоянии быть "мировым полицейским" и действовать во всех точках мира, где что-то происходит. Появились новые политические силы, как региональные, так и глобальные.
Если я назову Китай, это ни для кого не будет новостью, но к этому нужно отнестись серьезно. Китай был гегемоном в Восточной Азии и Юго-Восточной Азии на протяжении многих столетий, как и на протяжении многих столетий до XVI века, до прихода к власти маньчжурской династии. Китай возвращает себе эту гегемонистскую роль. На американском континенте доминирование США, скорее всего, сохранится. Европа находится в очень интересном положении между США и Россией. Что будет дальше - хороший вопрос.(...)
Какова будет сфера влияния, которую русские выделяют Европе? Это Африка. Иными словами, африканская миграция - это европейская проблема. Чего бы хотела для себя Россия? Россия берет Ближний Восток. Всю мусульманскую умму (сообщество). Это такая старая традиция. Константин Леонтьев еще в XIX веке заметил, что турецкая чалма ближе русским, чем папская тиара. Так что Россия - это скорее часть этого ближневосточного, исламского пространства. Я думаю, что в этом есть глубокая правда. В этом и заключается долгосрочный интерес.
Израиль, с другой стороны, находится там, где раньше находились государства крестоносцев. Крестоносцы не были укоренены в восточной среде. Они даже продовольствие получали не от окрестных крестьян, которые были в этих странах крестоносцев - Иерусалимском королевстве, графстве Триполи и других, - а привозили ее из Европы. Это была такая чужая страна в арабском мире. Еду везли венецианцы.
Сегодня Израиль находится в очень похожей ситуации. Это эксклав европейской демократии на Ближнем Востоке. Европейцу в Израиле комфортно. Но это эксклав и не более того, поэтому я не думаю, что Россия ставит на Израиль. Они ставят в своей стратегии на ХАМАС. В Европе ХАМАС считается террористической организацией, но среди правоверных мусульман салафиты (мусульманские фундаменталисты, придерживающиеся идеи возвращения к вере предков времен Мухаммеда без всяких "современных" атрибутов) пользуются большим уважением.
Крестоносные государства просуществовали менее двухсот лет, пока Саладин не разрушил ее. Не в один день - государства крестоносцев умирали постепенно. Саладин был одним из лидеров XIII века, который положил этому конец. Теперь, похоже, время [коллективного] Саладина возвращается. Израиль находится под большой угрозой".