Хотя сегодня далеко не каждый может найти на карте это крошечное государство на Ближнем Востоке, противостояние Израиль – Газа практически у всех на устах. По миру прокатываются антиизраильские демонстрации, на Израиль подают в Международный суд и угрожают ордером на арест первых лиц страны… А что происходит в самом Израиле?
Недавно в стране побывали представительницы Латвии. О том, что они увидели и что вынесли, рассказала сооснователь еврейской общины Юрмалы, рабанит синагоги «Бейт Исраэль», представитель некоммерческой организации Momentum Зина Кутновски-Лиак.
– Вот уже 16 лет мы привозим еврейских мамочек со всех концов света в Израиль: познакомить представительниц еврейских диаспор из разных стран с государством и его историей, культурой, традициями и т. д. Но эта поездка была особенной – ведь впервые мы ехали в воюющую страну. Было понятно, что традиционная программа на этот раз не подходит и что эту поездку надо делать, так сказать, «с погружением в контекст» – до известной степени, конечно. Но даже то, что мы увидели, останется с нами навсегда. К сожалению, но и – как бы парадоксально это бы ни прозвучало – к счастью.
Кровавая суббота – отзвук Холокоста
– Многие слышали еврейские песни, многие знают еврейские анекдоты. Но далеко не все знают, что всё еврейское самосознание базируется на ценностях, заложенных Торой, и одной из важнейших является отношение к Жизни – как к абсолютной, неоспоримой ценности. Жизнь бесценна. В Торе написано: «Выбери жизнь!» Без понимания этого нельзя оценивать ни происходящее в Израиле, ни то, чем руководствуется Израиль в нынешнем тяжелейшем противостоянии со своими врагами, из которых террористическая организация ХАМАС не единственная и, к сожалению, не самая сильная и страшная.
Напомню вкратце: рано утром 7 октября, проломив стену безопасности на границе между Газой и южными территориями Израиля, террористы на джипах, на парапланах, мотоциклах, велосипедах и просто пешком устремились в израильские поселения и города, расположенные вблизи границы, сея смерть. Не меньше зверств, чем боевики ХАМАС, проявляли так называемые «мирные жители» – женщины, подростки и даже старики! Их жертвами уже в первые минуты стало более 1200 человек – от грудных детей до совсем пожилых людей, мирно спавших в своих домах. И молодежь – гости музыкального фестиваля Nova (нечто вроде латвийского Positivus. – М.Б.).
7 октября нагрудные камеры самих же нападавших запечатлели страшные доказательства тех убийств. Людей убивали только за то, что они израильтяне. 239 человек были взяты в заложники, и, несмотря на все усилия как Израиля, так и США и других стран, 116 заложников по-прежнему не освобождены, об их судьбах ничего не известно.
К слову, среди жертв были не только израильтяне, но и граждане многих других стран. Террористы не щадили даже своих единоверцев – мусульман.
В первые часы в стране воцарился хаос: никто не ожидал настолько подлого удара от соседей, которым годами Израиль поставлял воду, лекарства, электричество, давал работу, предоставлял лечение в своих больницах. В свое время именно израильские врачи спасли жизнь нынешнему главарю ХАМАС Яхье Синвару, удалив злокачественную опухоль мозга. Он отплатил – «Кровавой субботой».
Оправившись от первого шока, израильтяне очень быстро сорганизовались. Небольшие отряды самообороны совершали невероятные чудеса, часто ценой своей жизни. Когда местные жители рассказывали нам о пережитом, о том, что видели своими глазами, это вызывало не только ужас и потрясение, но и восхищение. Когда-нибудь об этих событиях напишут книги, снимут фильмы. Пока же перед Израилем одна задача — уничтожить Хамас, который все еще обстреливает юг Израиля, и оборонять страну от поддерживаемых Ираном боевиков Хезболлы, которые обстреливают Израиль с севера. Положение действительно очень тяжелое.
И все же, если выделить то главное, что характеризует сегодняшний Израиль – это невероятное народное сплочение. Как бы ни отличались взгляды и на нынешнее правительство, и на способы освобождения заложников и на другие ключевые вопросы, люди понимают: победить можно только ВМЕСТЕ.
Безмолвие Nova и сломанный стул
– Знать, что едешь в страну, которая находится в состоянии войны, и оказаться там – разные вещи. Когда на юге страны наша группа участниц услышала страшные «бумммм», доносящиеся из Газы, многим было не по себе. Однако гораздо большим потрясением для большинства стали не звуки разрывов, а вид чистого поля с растущими редкими деревьями, над которым стоит невероятная, оглушающая тишина. Там реют бело-голубые флаги и повсюду фотографии молодых людей – гостей музыкального фестиваля Nova. Улыбчивых, красивых, полных жизни… Жизни, которую оборвали «соседи» из Газы. Каждое место, где находили трупы жертв, заботливо огорожено камешками, кое-где высажены цветы. Там очень тяжело находиться…
Рассказывали нам и о случаях, когда люди спаслись буквально чудом. В одной семье накануне дети так резвились, что порвали обшивку старого стула. Отец отправил стул в мамад – бетонированную комнату: такие комнаты есть во всех израильских домах, люди там укрываются от обстрелов. 7 октября, когда в местном чате передали, что поселок захватили террористы, вся семья укрылась в мамаде, а изнутри перекрыли дверь, использовав в качестве засова крепкие ножки стула. 16 (!) часов семья просидела там, в духоте и жаре, имея на пятерых (двое взрослых и трое малышей) всего 750-граммовую бутылочку воды. В какой-то момент старший, 7-летний, отказался пить – чтобы больше досталось маленьким.
В мамад ломились террористы – но дверь выдержала, и стул тоже. В других мамадах в тот момент не оказалось таких крепких стульев. И там впоследствии находили обгоревшие тела, а порой лишь разрозненные фрагменты тел. И пятна крови – на полах, стенах и даже потолках…
А в другом мамаде родители успели спрятать двух 10-месячных близнецов, но сами погибли. Плач малышей, к счастью, не услышали террористы, зато слышали соседи, однако выйти означало верную смерть. Семья, выжившая благодаря стулу, решила так: если выживут, заменят родителей этим малышам. Выжили. И теперь в семье пятеро детей: трое родных и соседские близняшки.
И вот такие искры света среди самой черной трагедии – практически в каждой истории, которую нам рассказывали. Помню слова матери, дочь которой погибла на фестивале: «Я теперь многодетная мать: все дети, которые там выжили, – отныне мои дети». Это умение находить точку опоры в самых безысходных, трагических ситуациях поражает больше всего. Для участниц поездки это были настоящие эмоциональные «американские горки»: от ужаса, когда мы встречались с родителями заложников – людьми, которые вот уже более 8 (!) месяцев ничего не знают о судьбе своих детей, угнанных ХАМАС в Газу, до восхищения людьми, у которых, несмотря ни на что, настолько сильна тяга к Жизни. Мы видели песни и танцы у Стены плача. Видели улыбающихся молодых людей, которые обнимались с близкими, уходя в армию и отлично понимая, что могут не вернуться. Кстати, еще одна деталь, о которой не могу не сказать: в Израиле «откосить от армии» – это нонсенс; напротив, после 7 октября десятки тысяч израильтян отовсюду устремились в Израиль, чтобы защитить свою страну.
Три задачи Израиля
– Мы много общались с местными жителями, и можно сказать однозначно: при всей серьезности политической ситуации в израильском обществе нет ни страха, ни отчаяния. Общее настроение вкратце можно охарактеризовать примерно так: «Что случилось – то УЖЕ случилось, завершим войну – будем разбираться, ПОЧЕМУ это случилось. Пока же приоритет – вернуть заложников, уничтожить ХАМАС и сделать так, чтобы 7 октября больше никогда не повторилось». И многие стараются внести в решение этих задач посильный вклад: в стране сегодня просто эпидемия волонтерства! Кто-то чинит форму солдатам и шьет специальную одежду для раненых, которую легко надевать или снимать, волонтеры возят солдатам на передовую выпечку, фрукты...
А еще здесь царит благодарность. За все. За то, что проснулся утром. Что провел пару-тройку часов без воздушной тревоги. Что пришла весточка от сына, воюющего с хамасовцами в Газе. За каждую прожитую минуту… Это – сегодняшний Израиль. Это трудно понять, живя в мирной стране. Это – на уровне ощущений. Невероятно, но факт: именно мы, приехавшие из мирной страны, заряжались от них, переживших ужас 7 октября, позитивом, оптимизмом и жизнестойкостью.
Белое и черное
– Разумеется, в Израиле знают о поднявшейся в мире антиизраильской «волне», но простых израильтян это, мягко говоря, не очень трогает. Кто-то признает независимость государства Палестина? Обезумевшие студенты в США и Европе громят свои кампусы с воплями «От реки до моря»? Это, как говорится, проблемы этих стран и этих университетов. В большей степени это напрягает евреев диаспоры, у израильтян же выработался иммунитет: ведь Израиль всегда обвиняют, буквально со дня его основания.
Происходящее сегодня очень емко охарактеризовала легендарная израильтянка, 93-летняя Барбара – одна из основательниц больницы Хадасса в Иерусалиме. Барбара показывала нам витражи Марка Шагала в синагоге при больнице. Указав на одном из витражей на символ Холокоста – залитый кровью шофар (ритуальный духовой инструмент. – М.Б.), она сказала: «Когда совершался Холокост, мир молчал, и с тех пор мало что изменилось. Еврейский народ и государство Израиль имеют великую историю. Историю малой численности, но огромного влияния. Историю вклада практически во все мыслимые области. Историю, сформировавшую западную цивилизацию, какой мы ее знаем. Историю постоянного стремления к позитивным изменениям в мире и умения менять мир к лучшему. Мы, безусловно, должны помнить и чтить память о катастрофах, постигших нас на протяжении истории, но не должны позволять им определять нашу идентичность как народа».
...Однако, глядя на тот витраж, в голову приходили и другие мысли.
После терактов, совершенных исламистами в московском «Крокус-сити», в США 11 сентября, во Франции, в Германии и в других странах, мир как-то сразу понял и верно оценил, где добро и где зло, кто террористы, а кто борцы с террором. Но в случае с Израилем все наоборот. Вот и сейчас мировое сообщество предпочитает уже не вспоминать о резне 7 октября, с которой все началось. Ни у функционеров ООН, ни в аналогичных международных структурах не вызывают «озабоченности» чудовищные обстрелы израильского севера, из-за чего сотни тысяч мирных израильтян были вынуждены эвакуироваться в центр страны и до сих пор не могут вернуться в свои дома. О заложниках, которые все еще томятся в туннелях ХАМАС (если они еще вообще живы), вспоминают как о чем-то второстепенном – «в придачу» к требованиям прекратить страдания жителей Газы... Мир готов сочувствовать евреям, когда они жертвы. Но когда евреи дают отпор тем, кто поставил своей целью их уничтожить и даже этого не скрывает, – мир почему-то осуждает именно евреев.
Ислам и исламизм
– Возможно, кого-то это удивит, но Израиль – это многонациональная страна. Друзы, черкесы, арабы – все они граждане Израиля, имеющие равные с евреями правами. Они говорят, наряду с ивритом, на своих родных языках, служат в армии, работают в госструктурах, в том числе на руководящих постах, имеют бизнесы… В Кнессете (парламенте Израиля) есть даже арабская партия. Обеспечена полная свобода вероисповедания, так что утверждение, что проблема – в глобальном противостоянии Израиля и мусульманского мира, полная чушь: в стране нет никакой враждебности ни к исламу, ни к какой-либо иной религии и ее приверженцам…
Также глупо думать, что война Израиля и ХАМАС – это война за территорию: Израиль уже отдавал территории в обмен на мир. Но годы спустя получил 7 октября.
Во время поездки мы попали на лекцию востоковеда, специалиста по радикальному исламизму в Европе, доктора наук Дины Лиснянской. Помимо прочего, лектор коснулась ситуации в Европе и поделилась своим прогнозом.
По ее мнению, во многих странах Европы еще до конца не осознают, что несет в себе радикальный исламизм, который не имеет ничего общего с исламом как религией. Не понимают и того, что ХАМАС, с которым сейчас воюет Израиль, – это лишь видимая вершина огромного айсберга, и что Израиль сегодня – это форпост на пути радикальных исламистов в борьбе с «неверными». Причем в глазах радикальных исламистов «неверными», а значит, подлежащими тотальному истреблению, являются не только люди, исповедующие иудаизм, христианство и другие религии, но даже мусульмане – если их традиции чем-то отличаются.
В глобальном масштабе на крошечном клочке Ближнего Востока сегодня происходит цивилизационное противостояние. Ценности, которые несет радикальный ислам, прямо противоположны ценностям, которые иудео-христианская цивилизация выстраивала последние 4-5 тысяч лет. Находясь в плену розовых иллюзий, Западная цивилизация не вполне оценивает, насколько сама находится в опасности. А вот в Израиле хорошо знают своих «соседей» и их взгляды. Кровавый опыт 7 октября, увы, пополнил эти знания. Поэтому Израиль продолжит отстаивать свое право на жизнь и на государство, как делал это на протяжении всей своей истории. Армия сильна и мотивирована, народ – при всех разногласиях и убеждениях – сплочен в главном: победить. Другого выхода ни у народа, ни у страны просто нет.