Глава правительства Биньямин Нетаниягу сообщил об упразднении узкого военного кабинета (кабинет мельхама), который по сути перестал функционировать после ухода оттуда Бени Ганца и Гади Айзенкота. Как стало известно в понедельник, 17 июня, премьер проинформировал министров о принятом решении в ходе заседания расширенного военно-политического кабинета, которое завершилось глубокой ночью.
Напомним, что представители Государственного лагеря вошли в состав правительства чрезвычайного положения через пять дней после трагедии 7 октября. Тогда же и был сформирован военный кабинет, получивший полномочия оперативного управления военными действиями. Кабинет получил название "тройка", так как в него вошли вошли премьер-министр Биньямин Нетаниягу, министр обороны Йоав Галант и министр Бени Ганц, в прошлом занимавший посты начальника генштаба ЦАХАЛа и министра обороны. Еще два министра - Гади Айзенкот и Рон Дермер - принимали участие в работе кабинета с совещательным голосом. Наблюдателями являлись Арье Дери (ШАС) и глава СНБ Цахи Ханегби.
После ухода Ганца и Айзенкота кабинет созывался один раз - для телефонных консультаций. В прессе сообщалось, что Биньямин Нетаниягу предложил место в кабинете Авигдору Либерману (НДИ), но тот отказался. Также говорилось о возможном включении в кабинет Гидеона Сара (Ямин мамлахти), но информация не подтвердилась.
Источники в Иерусалиме дают понять, что Биньямин Нетаниягу все-таки сохранит какое-то подобие военного кабинета, но под другим названием (один из вариантов - мибахон, намек на форум во времена Голды Меир).
Возможно, решение об упразднении узкого кабинета было принято для того, чтобы не удовлетворять требования министра национальной безопасности Итамара Бен-Гвира, который настаивал на присутствии в этой структуре.
Как только вечером 9 июня Бени Ганц объявил о выходе из правительства, Итамар Бен-Гвир написал в соцсетях, что направил письмо премьер-министру с требованием включить его в военный кабинет, пишут "Вести Израиля".
Министр Бени Ганц от партии Государственный лагерь объявил вечером 9 июня о выходе из правительства во главе с Биньямином Нетаниягу, которого Ганц обвинил в "препятствовании достижению настоящей победы". Напомним, что Ганц вошел в правительство чрезвычайного положения через пять дней после резни 7 октября.
"Теперь, с отставкой "министров отжившей концепции", больше нет оправданий для игнорирования ключевых министров, которые в режиме реального времени предупреждали о том, что концепция была вредной и неправильной. Как ключевой министр и важный коалиционный партнер настоящим я требую включения в кабинет". И подпись: "Депутат кнессета Итамар Бен-Габир, министр обороны" (по ошибке ли Бен-Гвир подписал "министр обороны" или в целях троллинга, установить не удалось).
Помимо узкого кабинета войны, есть еще и расширенный военно-политический кабинет, в котором порой заседают до 50 человек, включая министров, их помощников, руководителей силовых структур, профильных экспертов и пр. Заседания этого кабинета длятся часами, здесь в ходу перебранки и выяснения отношений, не имеющие отношения к делу. В отличие от узкого кабинета, где слова предоставляется по просьбе, тут все говорят одновременно, пытаясь переорать друг друга. В этом плане заседания расширенного кабинета напоминают кнессет.
За время работы узкого кабинета голосования проводились лишь несколько раз, обычно консенсус достигался в ходе дебатов. И хотя в последнее время между Нетаниягу и Ганцем все чаще возникали разногласия, премьер не пытался расформировать кабинет, который среди прочего выступал своеобразным буфером в отношениях с американцами.