Скандальный приговор по "делу Золитуде" продолжает активно обсуждаться. Он уже вызвал недоумение многих — потерпевших, полицейских, прокуроров, а также простых лавийцев, которые отслеживали ход процесса. В частности, возник вопрос о компенсациях пострадавшим: насколько серьезным можно считать решение суда взыскать ущерб с одного–единственного инженера Сергетса, который признан виновным?
Как мы вчера уже сообщали, виновным в гибели 54 человек оказался только один — стройинженер Иварс Сергетс, который должен отсидеть 6 лет и выплатить потерпевшим около 5,5 миллиона евро. Остальные фигуранты дела были оправданы, с их имущества снимаются аресты.
Выйдет через 6 лет и начнёт платить
У пострадавших в Золитудской трагедии сейчас есть все основания радоваться, что приняли компенсации от Maxima, не дожидаясь решения суда. Что можно взять с инженера? Впрочем, давайте посмотрим, уважаемые читатели, на что потерпевшие могут рассчитывать.
Взыскать средства с его фирмы HND Grupa нельзя, поскольку она ликвидирована в прошлом году. На момент, когда Сергетса взяли под стражу и признали подозреваемым, оборот его предприятия HND grupa превышал 300 тыс. евро, а прибыль составляла около 78 тыс. евро.
Однако уже полгода спустя после трагедии оборот упал, компания покинула свои помещения, возникли долги по налогам. Но тогда опасения, что фирма может просто исчезнуть, отрицались. Тем не менее осенью прошлого года именно это и произошло — компанию ликвидировали и признали неплатежеспособной. Это означает, что с нее невозможно взыскать никакие компенсации.
Миллионных накоплений, а также собственности, которую можно было бы продать, нет и у самого Сергетса, указывает его адвокат.
После выхода из тюрьмы и до пенсии Сергетсу останется немногим более 20 лет, и если он будет получать среднюю по стране зарплату (сейчас это 1100 "на бумаге"), то максимальная сумма, которую с него можно было бы взыскать, составит, вероятно, порядка 70–80 тыс. евро. Потому что у него есть несовершеннолетние дети, и реально в месяц с него можно получить неполных 265 евро.
Таким образом, надо признать дальновидным решение потерпевших согласиться на компенсацию Maxima, не дожидаясь решения суда. Как мы помним, взяв на себя моральную ответственность, Maxima предложила по 100 тыс. евро за каждого погибшего в обмен на то, что пострадавшие отзовут судебные иски о компенсации. Это предложение многие пострадавшие сперва восприняли осторожно. Были возражения и такого рода — в Америке в подобных случаях можно отсудить миллионы. Но теперь есть все основания сказать: хорошо, что согласились.
Последняя семья получила компенсацию от Maxima летом прошлого года. В общей сложности Maxima выплатила около 9 млн евро — это крупнейшая в истории Латвии сумма подобных выплат.
Николай КУДРЯВЦЕВ.