В Управлении мест заключения (УМЗ) были необоснованно выплачены "антиковидные" доплаты сотрудникам — на десятки тысяч евро, утверждает Госконтроль. Это спровоцировало обсуждение других проблем УМЗ — нехватку кадров, низкие зарплаты сотрудников, а также устаревшую инфраструктуру тюрем.
Ревизоры: за что им заплатили?
Итак, член совета Госконтроля Илзе Бадере рассказала на пресс–конференции, что в УМЗ были выплачены доплаты в размере 56,7 тысячи евро за то, чтобы работники вакцинировались против ковида.
Однако нормативное регулирование не предусматривает доплаты за вакцинацию, поэтому для подобных выплат нет правовых оснований. Если же речь шла о качественной работе, то это другое — это требует оценки труда сотрудников, которые получили доплату.
"Нужно было мотивировать работников"
В свою очередь, государственный секретарь минюста Михаил Папсуевич отметил: доплаты были произведены за личный вклад и качество работы. Во время пандемии один из вызовов в местах заключения заключался в том, что работу могли выполнять только вакцинированные сотрудники. По сути нужно было думать, как мотивировать работников вакцинироваться, чтобы было кому работать.
"Решение было таким, что выбрали материально стимулировать работников, чтобы они могли приходить и выполнять свои обязанности. Это могли делать только вакцинированные против Covid–19", — указал он в интервью Латвийскому радио.
Что в итоге: в связи с этими ковид–доплатами минюст принял решение провести служебную проверку. В нынешний вторник была создана комиссия, которая будет разбираться.
"В тюрьмах много свободных вакансий"
В связи с этим разбирательством уже высказался новый глава Управления мест заключения Дмитрий Калин (он вступил в должность начальника УМЗ 3 мая).
По словам Д. Калина, несмотря на повышение зарплат в последние годы, в Латвии тюремный надзиратель сейчас получает примерно 900 евро в месяц после уплаты налогов — то есть на руки.
Это меньше, чем в среднем получают работники в Латвии. Поэтому в местах заключения по–прежнему много вакансий, текучка продолжается, удержать сотрудников трудно.
Нужно думать о привлечении новых кадров, пояснил Д. Калин депутатам на заседании комиссии сейма по правам человека и общественным делам. По его словам, многие проблемы системы мест заключения могло бы разрешить строительство новой тюрьмы. "Тогда можно было бы закрыть старые тюрьмы, ликвидировать ряд проблем и сконцентрироваться на содержании и ресоциализации людей", — считает Калин.
Отметим от себя: ранее сообщалось, что строительство новой Лиепайской тюрьмы планируется завершить к ноябрю 2024 года. Однако в последнее время сроки по многим стройкам под вопросом из–за выросших цен.
Посылки с дронами и арбалетами
Одна из проблем, которую не удается искоренить — это наркотики в тюрьмах. Несмотря на ограничения и карантин из–за ковида, в прошлом году было 164 положительных теста на наркотики.
И по–прежнему используются арбалеты и беспилотники для доставки нелегальных посылок в латвийские тюрьмы — в том числе наркотиков для заключенных, подтвердил в комиссии сейма Д. Калин.
Он также отметил: действующие законы и нормативные акты дают право сотрудникам тюрем сбивать беспилотники, пролетающие над ними. Однако были и такие случаи: стрелы с посылками отправлялись из проходящего рядом с тюрьмой пассажирского поезда.
Депутат Артус Кайминьш при этом отметился репликой: "Очень удивительно, что Латвия не принимает участия в Олимпийских играх в дисциплине "стрельба из лука". У нас такие талантливые лучники, что они из открытого окна поезда, движущегося со скоростью 50 км/ч, стреляют и попадают в конкретное окно тюрьмы стрелой с наркотиками. Мне это кажется фантасмагорией".
Однако, по словам Д. Калина, дроны и арбалеты — это все же экзотика. Более обычно — это передачи в тюрьмы с помощью посетителей. Для их выявления используются другие методы обнаружения запрещенных предметов: рентгеновское оборудование и физический досмотр.