За прошлый год вдвое увеличился объем финансовых средств, в использовании коих обнаружили "несоответствия в связи с подозрениями о мошенничестве" — 30 подобных случаев оказали возможное влияние на сумму в 18 860 190,97 евро.
Рука руку моет
Министр финансов ЛР Арвилс Ашераденс ("Новое Единство") подготовил для заседания правительства информационное сообщение о проведенных мероприятиях по борьбе с мошенничеством и защите финансовых интересов Европейского союза. По данным минфина, приведенным на сетевой странице Кабинета министров Латвии, в 2022 г. при использовании фондов ЕС "констатированы 2157 несоответствий на общую сумму 39 883 616,43 евро.
Хотя цифры и впечатляющие, но в целом они не дотягивают даже до трех процентов от общего объема привлеченных в ЛР евроденег. А именно: 2,98%, что, впрочем, "немного увеличилось в сопоставлении с предыдущими отчетным годом".
Однако реакция правоохранительных органов страны выглядит достаточно вялой — несмотря на широковещательное введение специальных "экономических судов" экс–министром юстиции Бордансом, в 2022 г. компетентные учреждения передали для рассмотрения только два уголовных дела по мошенничеству в рамках фондов ЕС, в трех процессах были вынесены осуждающие приговоры.
Соответственно выглядит и реакция общества: по данным опроса Latvijas Fakti, в 2022 г. 56% населения страны считали, что уровень нечестности у нас "очень или скорее высокий". Хотя имеется и некоторая тенденция к снижению — на 5 процентных пунктов меньше, чем в 2020 г. "Очень высоко" оценивается тенденция к нечестным действиям в бизнесе — на 24%, тогда как в госуправлении на 35%.
"Общество Латвии очень критично оценивает работу ответственных институтов и должностных лиц по борьбе с финансовыми преступлениями", — отмечается в комментарии к опросу. Только 6% респондентов согласны с мнением, что государство делает "достаточно, чтобы уменьшить мошенничество и коррупцию".
Ищи ветра в поле
Если рассматривать обнаруженные "несоответствия" в использовании еврофондов, то львиная доля — свыше 78% — относится к деньгам, распределяемым в сельском хозяйстве. Документ минфина объясняет это "спецификой этих фондов": "очень большое количество представленных заявлений… получателей поддержки, однако суммы сравнительно невелики". Поэтому в условиях латвийской деревни порой достаточно затруднительно проверить, не подпадает ли конкретный проект под критерии невыполнения показателей или условий. И ведь весьма вероятно, что никакого преступного замысла не было — просто нужно "эффективней планировать свои ресурсы и их направлять".
10 случаев "несоответствия" вообще не вылились в финансовые потери. Ну а в случаях исчезнувших денежных потоков минфин обещает, как минимум административную проверку — таковую провели в 53% случаев.
"Если администрирующие фонды ЕС учреждения констатируют подозрительные случаи мошенничества и коррупции, — строго предупреждает минфин, — подозрительные сделки задерживаются на время, пока выясняются все обстоятельства дела. Существует много сценариев, как учреждения действуют, чтобы вернуть уже выплаченные средства получателям финансирования или возобновить платежи".
Ведомству господина Ашераденса вскоре прибавится работы: Министерство финансов также является координирующим органом Фонда восстановления. "Поскольку введение проектов находится только в начальной стадии, нарушения/несоответствия 2022 года в рамках Фонда восстановления не были констатированы"…
Как потрошат фонды
А вот пример конкретного расследования особо тяжкого преступления против фондов ЕС.
Специализированная прокуратура по организованной преступности и другим отраслям 2 августа 2022 г. передала суду криминальное дело одного лица по обвинению в ст.177 ч.3 и ст.275 ч.2 Уголовного закона, которые "лицо совершило, подделав документы и представив их Службе поддержки села".
678 288,81 евро выманили из Фонда поддержки рыбного хозяйства Евросоюза, распределявшего деньги в рамках программы "Обработка продуктов лова и аквакультуры".