30–летний Марис Ковалев сидел в тюрьме за покушение на убийство. В воскресенье, 23 июля, в 13.45 он оттуда сбежал. Однако уже вечером поступило сообщение, что беглец пойман. 17 лет назад сбежавших преступников ловили гораздо дольше.
Перехват, проверки авто, пробки
— Побег обнаружила охрана тюрьмы, которая сообщила об этом в соответствующие службы, — рассказала представитель Управления мест заключения Элина Адмидиня.
Ответственные за поимку беглеца службы немедленно начали операцию "Перехват" по всей Латвии. Во время нее обыскивали транспортные средства — поэтому во многих местах Латвии, особенно в Риге, образовались огромные пробки.
Информация о беглеце была передана правоохранительным органам Литвы и Эстонии. Однако помощь иностранных коллег не понадобилась — примерно через пять часов после побега заключенный был пойман в Риге.
По словам начальника Главного управления криминальной полиции Государственной полиции Андрея Гришина, сбежавший мужчина был задержан на Саркандаугаве вскоре после 18.00. Он добрался туда самостоятельно, после задержания беглецу была оказана медицинская помощь.
Дом, где был задержан Ковалев, находился на небольшой улице Симаня, 3а. Это относительно ветхий 3–этажный деревянный дом.
Таким образом, в 18.10 поисковая операция "Перехват" была прекращена.
Напомним в этой связи: предыдущий побег из этой тюрьмы произошел в 2006 году. Тогда территорию тюрьмы удалось покинуть четырем заключенным. Еще раньше — в 1998 году — сбежали двое.
Версия: побег был спонтанным
По факту побега возбуждено уголовное дело, также управление начнет служебную проверку, которая оценит обстоятельства происшествия и действия должностных лиц.
По словам начальника Управления мест заключения Дмитрия Калина, первоначальный анализ свидетельствует, что побег был спонтанным и не был тщательно спланирован. Побег видели работники тюрьмы, что позволило оперативно начать поиски.Обстоятельства произошедшего будут тщательно оценены в рамках служебных проверок и уголовного процесса. В частности, будет оценена возможная халатность работников тюрьмы.
Калин также сообщил, что накануне провел инспекцию Центральной тюрьмы и поручил ее начальнику оценить небезопасные места и принять меры по усилению безопасности.
Побег–2006: за проволоку с беглецов взыскали
В 2006 году ночью был совершен побег из камеры Рижского централа, где находились семеро заключенных. Трое остались. Судя по тому, что у оставшихся обитателей этой камеры сроки наказания были маленькими, они просто не решились на такой риск. Что же касается убежавших, то их смело можно отнести к разряду особо опасных преступников.
Так, 33–летний Эрик Аткачев, которого считают организатором побега, был неоднократно судим. Последний раз суд его наказал 13 годами лишения свободы. Он, кстати, в 1994 году был одним из тех, кто совершил массовый побег (бежало около 80 человек) из Парлиелупской тюрьмы. Так что опыт имелся.
Вторым беглецом был 43–летний Виктор Атаманов, судимый за убийство и отбывающий наказание в виде 12 лет лишения свободы. Третий — 27–летний Алексей Иванов, которого суд наказал 8 годами тюрьмы за совершение разбоя. И четвертый — 26–летний Ричард Правец, многократно судимый за кражи.
К побегу заключенные готовились заранее. Об этом, к примеру, говорит автомобиль, который, по предварительным данным, поджидал беглецов.
Как позже выяснилось, в ту ночь тюрьму охраняли всего 23 человека вместо положенных 29. Причина вечная: в тюрьмах постоянная напряженка с охранниками из–за низких зарплат, их не хватает, происходит ротация сотрудников и т. д.
Весь побег тогда занял примерно 15 минут. Беглецов поздно заметили из–за неудачного расположения охранного поста — охранник увидел преступников только тогда, когда они были у наружного забора. Погоню усложнил тот факт, что между охранниками и убегающими оказался идущий поезд, который и помог преступникам оторваться от преследователей.
Беглецов задержали через три дня — утром 11 августа их обнаружили литовские пограничники уже на границе с Польшей.За побег тогда все получили дополнительно по три года, главный — три с половиной. Помимо сроков отсидки они были также приговорены к выплате 200–латовой компенсации в пользу тюрьмы за "поврежденное оборудование": перерезанную проволоку и пр.
Был также наказан отец одного из осужденных — за пособничество побегу он был приговорен к двум годам лишения свободы условно с испытательным сроком один год.