В будущем правительстве Латвии, кто бы его ни возглавил, ядром скорее всего останется "Новое Единство", а министр юстиции Инесе Либиня–Эгнере сохранит свой аппаратный вес. Сегодня заседание официально подавшего в отставку Кабинета министра рассматривает подготовленный ей проект плана конвоирования заключенных в ЛР.
"Опасность и угроза"
Почему вообще необходима охрана арестантов вне пенитенциарных учреждений? "Заключенные лица есть такая группа лиц, которая требует особого обращения, основываясь на угрозах, которые эти лица создали или могут создать обществу или общественному порядку". Конвоирование нужно, "чтобы предотвратить их попытку к бегству" и "чтобы заключенные не совершили новых преступных деяний". "Неконтролируемое перемещение", таким образом, является невозможным. "Необходимо специальное оборудование — оружие, специальные средства, средства связи, специальный автотранспорт".
Министерство юстиции напоминает, что в течение двух лет на фоне пандемийных запретов в стране действовали ограничения на очное судопроизводство. "Уменьшилась необходимость заключенных физически конвоировать. Вместо этого заключенные в судебных заседаниях участвовали в режиме видеоконференции, находясь в местах заключения".
Поэтому если в доковидном 2019 году полицейские провели конвоирование 28 895 раз, то в 2022 году только 12 862 раза. По сравнению же с 2016 годом число лиц, перемещавшихся под охраной, уменьшилось на 64%. Но это не значит, что уменьшились расходы — в 2016 году на конвоирование истратили 2 205 422 евро, а в 2022 году — 2 432 597 евро. Поскольку после каждого "путешествия" спецтранспорт полагалось дезинфицировать.
Как свидетельствует документ И. Либини–Эгнере, в данное время Государственная полиция и Судебная администрация не могут нормально поделить свои прерогативы. В результате, например, при конвоировании заключенных в другие города — если там были совершены преступления и проводится судопроизводство — их запирают в изоляторах временного содержания вместе с административно наказанными лицами. Министр полагает, что на Латвию из–за этого могут пожаловаться в Европейский суд по правам человека. Кстати, сидеть в каталажке в ЛР тоже не так чтобы дешево — сутки пребывания стоят 66,06 евро, вполне сопоставимо с гостиничным номером.
28 автозаков на страну
По данным Министерства юстиции, в прошлом году конвоирование в ЛР осуществлял 121 сотрудник Государственной полиции, причем 35 должностных мест были вакантны, применялось 28 специализированных средств транспорта, причем девяти (!) разных марок.
Так, машины марки Iveco могут вмещать 30 и более человек, в среднем их конвоируют по пять стражей порядка; 10–местные микроавтобусы Volkswagen обслуживают по четыре полицейских; есть и "элитарный" двухместный (в смысле — для заключенных) Renault, который конвоируют три охранника.
"По–прежнему к мероприятиям конвоирования вне определенного графика и маршрутов нередко привлекаются работники полиции, в основные функции которых не входит конвоирование лиц, отвлекая их от выполнения прямых обязанностей по патрулированию, борьбе с преступностью, наблюдением за дорожным движением и т. д.".
Министерство юстиции обратило внимание также на то, что в стране постоянно сокращается число лиц, лишенных свободы. Так, в 2016 году в тюрьмах Латвии находилось 4234 человека, а в 2022–м — 3229. Уменьшение почти на четверть — заслуга наших судов. Они идут в ногу со временем — так, в прошлом году национальная фемида совершила 10 539 видеозвонков в системе Microsoft Teams общей продолжительностью 9345 часов.
Поэтому И. Либиня–Эгнере выступила с революционным предложением — продолжать систему удаленного судопроизводства, используя накопленный во время пандемии опыт. Тем самым будут экономиться существенные средства — ведь, например, двухдневное судебное заседание в Риге с участием иногородних сторон (прокурора, свидетеля, адвоката) обходится в среднем в 1318 евро.
Ресурсы Государственной полиции по конвоированию, если такового совсем невозможно избежать, следует передавать Управлению мест заключения — то есть из ведения МВД в минюст. "Никакие возражения или предложения представителей общества не были получены", — отмечается в документе Министерства юстиции. Но что скажет полиция?
Для справки
Среди лиц, находившихся в первом полугодии в местах заключения Латвии, 135 оцениваются как имеющие склонность к совершению побега, сообщили в Управлении мест заключения.
В июле сбежали двое:
Мартиньш Цесманис — от конвоя Государственной полиции;
Марис Ковалев — из Рижской центральной тюрьмы.
Обоих в итоге поймали.