Подростковая агрессия и насилие со стороны сверстников в школах Латвии становятся растущей проблемой. Один из нашумевших за последнее время случаев произошел в Кекавской средней школе — родители избитого 9–классника уже обратились в полицию.
Толпой на одного
На нынешней неделе в интернете распространилось видео из Кекавской средней школы, где ученика девятого класса избили другие ученики школы.
На видео видно, как ученика после выхода из класса встречает в коридоре группа подростков. Один из них начинает толкать парня, затем бьет его локтем в лицо, после чего начинается драка. За происходящим наблюдает большое количество других учеников, которые активно "болеют" за каждый сильный удар.
Драка прекращается, только когда избитый уже лежит на полу.
"Это не случайный инцидент!"
Родители пострадавшего в драке парня уже обратились в полицию, сообщив как о самом нападении, так и о последующих угрозах.
По словам матери ребенка, она надеется, что правозащитные учреждения установят для агрессора запрет на приближение к пострадавшему и его сестре.
У пострадавшего подростка в Детской клинической университетской больнице были констатированы сотрясение мозга и травма спины. В данный момент он находится дома.
После случая насилия в Кекавской средней школе у пострадавшей стороны состоялась встреча с соцработником школы и классным руководителем. В ходе разговора выяснилось, что это не первый случай насилия в классе — и инцидент был не случайным, а спланированным.
По версии заявителей, в школе действует группировка из нескольких подростков, у которой есть связи с другой группировкой из Риги.
Как отметила мать пострадавшего подростка, ее цель — защитить своих детей, и она будет делать все, чтобы дети чувствовали себя в школе в безопасности.
Инициатора драки отправили на удаленку
Директор школы Сандра Пуговка при поддержке Кекавской краевой думы издала распоряжение с требованием, чтобы инициатор драки до окончания выяснения обстоятельств дела обучался удаленно. Произошедшее расследует спецгруппа, в которую входят сотрудники муниципальной полиции, социальной службы, Сиротского суда и управления образования.
Руководитель Управления образования Кекавского края Линда Заке в связи с этим ЧП сообщила журналистам: она шокирована видео, но не удивлена:
— Это известная проблема. Мы много говорим о моббинге, о хорошей учебе в школе, но никто не говорит нам, как этого добиться. Лекциями и помощью психолога мы не справимся. Я получаю звонки, что родители не уверены в безопасности своих детей и в школе, и вне школы, что действительно происходят такие вещи, поэтому надо кричать.
Агрессия, направленная против педагогов, это тоже большая проблема.
— В педагогов тоже бросают ножницами, стульями, толкают столы, обзывают. Учителя уже становятся невосприимчивы к такому эмоциональному насилию, — не скрывает руководитель Управления образования Кекавского края.
Что делать?
Латвийский профсоюз работников образования и науки считает, что в срочном порядке необходимо дать право директорам выгонять проблемных учеников из школы и принуждать учиться далее за пределами школы.
Необходимо также внести изменения в Закон о защите прав детей, предоставив образовательному учреждению право обыскивать сумки учеников.
Также указывается на необходимость введения ответственности для родителей, если они не устраняют поведенческие проблемы своего ребенка или не информируют школу о том, что их ребенок может представлять угрозу здоровью и безопасности других лиц.
У них достаточно полномочий
Школы и самоуправления уже имеют достаточно инструментов для предотвращения насилия в школах, заявила LTV министр образования Анда Чакша.
Министр призналась, что около трети детей сталкиваются с насилием и агрессией в латвийских школах.
"Все инструменты есть", — заявила Чакша, отметив, что вместо того, чтобы ими воспользоваться, иногда "мы просто громко кричим, что нам никто не помогает".
По словам политика, неправильно просто где–то изолировать нападавшего, нужно, чтобы психологи работали как с агрессором, так и с жертвой.
Говоря о том, как, например, не допустить, чтобы ученик принес нож в школу, Чакша не дала четкого ответа, может ли школ потребовать обыскать сумку ребенка при подозрении о том, что в ней может быть оружие.