С замиранием сердца ждали латвийские власти решения Группы разработки финансовых мер по борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force, FATF) относительно внесения Латвии в так называемый серый список стран. Повезло — международные эксперты ЛР пощадили. Латвия беспрекословно выполнила все, что от нее требовали.
Решение о том, что для Латвии нет необходимости вводить усиленный надзор (включать в серый список), было принято в Париже на пленарной сессии FATF. Организация пришла к выводу, что Латвия создала сильную и устойчивую систему борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма.
Латвия стала первой поднадзорной страной комитета экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма Moneyval, которая успешно выполнила все 40 рекомендаций FATF. Moneyval является ассоциированным членом FATF.
Страшный список
Включение в серый список FATF не предполагает никаких санкций. Это лишь сигнал международной финансовой системе о том, что трансакции с данной страной имеют повышенный риск. Проблемы могут появиться в основном у банков. В частности, как пишет британское издание The Economist, последним в серый список FATF в 2018 году был включен Пакистан, но какого–либо заметного влияния на страну это не оказало.
Сейчас в и FATF входят Багамские острова, Ботсвана, Гана, Зимбабве, Исландия, Йемен, Камбоджа, Монголия, Панама, Пакистан, Сирия, Тринидад и Тобаго. В черном списке FATF только две страны: Северная Корея и Иран.
Сколько стоила игра?
Как заявили в Министерстве финансов, для обеспечения прозрачной, устойчивой и надежной деятельности финансового сектора в Латвии были разработаны и приняты поправки к законам о рынке финансов и капитала и о кредитных учреждениях, предусматривающие "капитальный ремонт" финансового сектора.
Это одна из самых амбициозных в Европе программ реформирования финансового сектора, добавили в министерстве. Поправки к законам укрепили основанный на рисках подход в работе органов надзора и контроля, а также увеличены ресурсы всех надзорных учреждений. Используются специальные матрицы идентификации рисков, увеличено количество очных проверок.
В частности, банкам запретили работать с компаниями–"пустышками", введено декларирование наличных на государственной границе. "Дополнительные ресурсы и более эффективный надзор позволили улучшить развитие субъектов закона, повысить их уровень понимания рисков и эффективность превентивных мер", — отметили в минфине.
О чем в минфине не говорят, так это о том, что все эти меры уничтожили нерезидентский бизнес для латвийского финансового сектора, поставили на грань выживания ряд банков, запугали банки настолько, что они перестали выдавать кредиты населению и бизнесу, а также при малейшем подозрении закрывают счета ни в чем не виноватым предприятиям и частным лицам. Стоила ли игра свеч?
Григорий АНТОНОВ.