Победоносная борьба с нерезидентским банковским бизнесом в Латвии привела к бескомпромиссной открытости местных банков. По крайней мере в общении с государством. И то сказать: проще сдать клиента, чем лишиться лицензии. Чуть ли не единственное место, спрятанное от любопытных глаз проверяющих, — это сейфовые хранилища. Впрочем, похоже, что и это ненадолго.
"Слышала, что с 1 июня меняется правила хранения ценностей в сейфовых хранилищах латвийских банков. Якобы теперь работники банка будут пересчитывать деньги, оценивать драгоценности и изучать документы, которые хранятся в ячейках. В случае выявления подозрительных сумм и документов банковские работники сообщат об этом в Службу госдоходов, а там, возможно, будут возбуждать уголовные дела и даже конфисковывать ценности.
В этом связи у меня несколько вопросов:
- Что на самом деле поменяется с 1 июня в сфере услуг сейфовых хранилищ?
- Можно ли изъять ценности из сейфа и не показывать их посторонним лицам?
- Что делать нерезидентам с Украины, которые в настоящее время не могут прилететь в Ригу и забрать свои деньги из латвийского сейфа?
Заранее благодарна, постоянная читательница газеты "СЕГОДНЯ" Ольга П".
Готовьте ваши денежки
Письмо позвало в дорогу. Благо далеко ходить не пришлось. Вот что сообщает один из крупнейших коммерческих банков Латвии: "Если клиент выразит желание воспользоваться услугой сейфовых хранилищ, мы должны будем знать о содержимом сейфа".
В банке предупреждают, что с 1 июня клиенты, желающие продолжать пользоваться сейфом, должны предоставить возможность работнику банка ознакомиться с содержимым сейфа. Данное условие относится и к клиентам, желающим заключить новый договор аренды сейфа.В дальнейшем каждое открытие сейфа, а также помещение в сейф и изъятие из него содержимого будет происходить в присутствии специально обученного работника банка.
Банком будут оцениваться также случаи предоставления клиентами права пользования сейфом другим лицам. Клиенты, уполномочившие пользоваться сейфом других лиц, должны будут предоставить банку обоснование подобной необходимости.
В сообщении банка прямо не говорится, что его сотрудник может сообщить о содержимом сейфа в Службу госдоходов или Службу госбезопасности. Однако будет странно, если клерк промолчит, обнаружив мешок с утрамбованными купюрами в 500 евро, свернутую в трубочку картину Ротко или 50 процентов акций "Роснефти".
Ждите изменений
Так что же в ближайшие недели случится с тайной банковских сейфов?
Вот что "БИЗНЕС Сегодня" сообщили в Службе госдоходов (СГД): "Законодательные изменения предусматривают, что СГД должны быть доступны сведения об индивидуальных сейфах, находящихся в пользовании клиента кредитного учреждения. В обязанности кредитного учреждения входит предоставление этих сведений Службе государственных доходов как управляющему Регистров счетов. Это означает, что СГД получает от кредитного учреждения информацию лишь о том, что у конкретного лица в банке есть сейф, но не о том, что в этом сейфе находится".
То есть в СГД уверяют, что их абсолютно не интересует содержимое банковских сейфов.
А что по этому поводу говорят банковские лоббисты — Ассоциация финансовой отрасли (АФО)?
"Соответствующие изменения в законе еще не приняты. Мы можем лишь отметить, что в курсе готовящихся изменений, и да — эти изменения предусматривают более прозрачный порядок предоставления услуг сейфовых хранилищ в соответствии с требованиями Европейского союза и других международных организаций", — несколько туманно сообщил "БИЗНЕС Сегодня" старший советник АФО Айвар Граудиньш.
Что из всего этого получится на практике, АФО сможет сказать только после того, как поправки будут приняты в окончательном чтении.
Брюссель сказал: надо!
Наконец, наиболее подробный комментарий пришел в редакцию из Комиссии рынка финансов и капитала, которая по долгу службы присматривает за местными банками.
Прежде всего латвийский закон, призванный не давать террористам и прочим нехорошим людям отмывать деньги на территории ЛР, запрещает банкам оказывать услуги анонимам — и счета им открывать, и сейфы сдавать в аренду.
В настоящее время в сейме во втором чтении находятся поправки к Закону о Регистре счетов. Поправки понадобились в связи с директивой ЕС под номером 2018/843, которая требует ввести централизованный механизм учета банковских данных, что в нашем случае выливается в появление этого самого Регистра счетов. Здесь же должны быть учтены и все арендаторы сейфов.
Согласно готовящимся поправкам свои данные, включая номер паспорта и/или реквизиты предприятия, должны предоставить все арендаторы — резиденты и нерезиденты, физические и юридические лица. Данные о них должны быть представлены в Службу госдоходов до 31 августа 2020 года — если, конечно, минфин подготовит, а сейм примет поправки к этому сроку.
Интереснее другое: ни в одном из перечисленных случаев (резиденты/нерезиденты, физ. и юр. лица) закон не требует предоставлять информацию о содержимом сейфа. Так, по крайней мере, уверяют в КРФК.
Что мы имеем в итоге
В теории в Латвии снимается тайна владельца сейфа, но остается тайна его (сейфа) содержимого.
На практике банкиры ждут 1 июня, чтобы посмотреть, что же хранят в ячейках их клиенты.
Вряд ли такой подход будет способствовать росту спроса на услуги сейфовых хранилищ. С другой стороны — снявши голову (нерезидентский банковский бизнес) по волосам не плачут.
Виктор СИНИЦКИЙ.
Для справки: никому нельзя верить
Справедливости ради отметим, что к содержимому сейфов проявляют нездоровый интерес не только банкиры, но и бандиты. Впрочем, для клиентов нет особой разницы, каким способом лишиться нажитого непосильным трудом — в результате конфискации или в ходе экспроприации. Обратимся к фактам:
* Самая громкая зачистка банковских ячеек имела место в Риге в хранилищах Privatbank. Речь могла идти о пропаже миллионов евро, драгоценностей и важных документов. Систему взломали, хотя Privatbank рекламировал свои сейфы как удобные и безопасные, у каждого — по два замка, ключи есть у клиента и банка.
Как рассказали в полиции, уже в начале расследования стало ясно, что преступление может иметь международный характер. Вор — иностранец, ранее похожие кражи произошли на Украине. Мужчина пришел в банк и сказал, что хочет арендовать сейф. Когда его оставили в зале индивидуальных сейфов одного, он обворовал клиентов банка. Кражу заметили лишь тогда, когда пустые сейфы обнаружили безутешные клиенты. По неофициальной информации, следов взлома не было. Чем закончилась эта история и как банк рассчитался с обворованными клиентами, доподлинно неизвестно.
* Если перед грамотными медвежатниками оказались беззащитны сейфы, спрятанные в банковских подвалах и взятые под физическую и электронную охрану, то что говорить о железных ящиках, расположенных в частных домах. Так, пару лет назад полицейские нашли в лесу сейф весом около 200 кг. Ранее его украли из дома президента Банка Латвии Илмара Римшевича в Лангстини. Как удалось утащить столь тяжелый предмет и что в нем было, полиция не сообщила, сославшись на интересы следствия.
* А вот более свежий случай. В октябре прошлого года в своем доме в Курземе был ограблен один из вентспилcских предпринимателей Мамерт Вайвадс, который в свое время руководил скандально известной компанией Ventspils Nafta. Согласно неофициальной информации, грабители в масках средь бела дня ворвались в дом Вайвадса, связали бизнесмена и его супругу, а также нанесли ему телесные повреждения. Из сейфа в доме злоумышленники похитили несколько десятков тысяч евро и долларов.
* С Вайвадсом потрошителям сейфа сильно повезло. Ранее в Риге поймали четырех человек, которые из детского дома в Межапарке украли сейф с 200 евро и паспортами. Грабителей быстро поймали, они не стали валять ваньку и признались, что деньги сразу потратили, документы выбросили, а сейф утопили.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что в детских домах Латвии денег значительно меньше, чем у вентспилсских предпринимателей. По крайней мере, если речь идет о наличных.