Глупость страшнее пандемии. Теперь это, как ни странно, начинают понимать и наши гениальные политики. Пока, впрочем, все ограничивается только гневными заявлениями да причитаниями — мол, банки во всем виноваты, не обладают государственным мышлением и… не хотят работать с деньгами.
Вчера прозрение наступило у министра обороны Артиса Пабрикса. Удивительно, но факт: "капитальный ремонт финансового сектора", который был осуществлен под началом премьера Кришьяниса Кариньша, ударил и по западным инвесторам, в том числе — страшно и произнести — американским.
"В латвийской оборонной отрасли есть предприятия, инвестором которых являются Соединенные Штаты и которым в латвийской системе (финансовой) сложно работать, они испытывают трудности с открытием счета в латвийском банке…" — посетовал глава минобороны.
В интервью ТВ–3 он признал, что от чрезмерных требований банков прямым образом страдает военная индустрия. "А именно: партнерам, с которыми минобороны сотрудничает, совершенно безо всякого обоснования, без ответов на письма… просто мешают работать в латвийской среде. Это совершенно недопустимо", — сказал министр и призвал пересмотреть стандарты и критерии, по которым оцениваются работающие в нашей финансовой среде игроки. А. Пабрикс рассказал, что он уже общался на сей счет с премьером и президентом. Причем последний выразил заинтересованность в решении этой проблемы."Нужно начать работать"
Как мы уже писали, еще до Пабрикса тревогу по поводу жесткой политики банков в отношении в том числе и латвийских предпринимателей выразил сам застрельщик "капитального ремонта" — Кр. Кариньш. "Надо учиться управлять и рисковыми капиталами", — призвал банки глава правительства и предупредил, что если банки продолжат "кошмарить" бизнес, то в Латвии будет убита всякая инвестиционная активность.
Вслед за премьером о необходимости более чуткого отношения банков к клиентам заговорила даже самая строгая финансовая госпожа — руководитель службы финансовой разведки Илзе Знотиня: "Латвийское правительство свою домашнюю работу сделало — мы не попали в "серый список". Теперь пришло время свою домашнюю работу сделать и банкам — нужно начать работать так, чтобы не страдали экономика страны и конкурентноспособность".
Совершенно секретное заседание
Сложившаяся ситуация в банковском секторе обсуждалась в этот вторник на заседании подкомиссии сейма по надзору за финансовым сектором. Была приглашена госпожа Знотиня. Заседание проходило в закрытом режиме — видимо, вопрос доступности банковских услуг у нас теперь стал секретным. По итогам заседания глава подкомиссии Гатис Эглитис (Новая консервативная партия) заявил, что службе финансовой разведки нужно пересмотреть свою коммуникацию и свои методы работы в отношении замораживания счетов "подозрительных клиентов". Депутат пришел к выводу, что замораживание счетов происходит весьма легко и объем доказательств для замораживания счетов необходим крайне малый.
В переводе на простой язык это означает, что достаточно банку усомниться в легальности происхождения средств на счету клиента — как физического лица, так и юридического, то велика вероятность замораживания счета со всеми вытекающими отсюда последствиями. А именно: проверкой со стороны службы финразведки с последующей передачей дела полиции, началом уголовного процесса и т. п.
Позднее прозрение
Это, конечно, хорошо, что и политики, и сами надзиратели за банками, счетами и деньгами прозрели и начали смотреть на свой "капитальный ремонт" критически. Но вот только что с этого? Одни призывы премьера, министра обороны и депутатов ситуацию кардинально не изменят. Банки ведь не сами вдруг решили, извините, себе вредить, прогоняя и отгоняя клиентов и, стало быть, деньги. Их вынуждают это делать, зачастую выкручивая руки и назначая астрономические штрафы. За последние полтора года законодательство было до того ужесточено, что бесправными оказались как банки, так, разумеется, и клиенты. В отношении физических лиц–резидентов Латвии существует регламент, который гласит, что хотя бы один счет в банке Латвии у физического лица должен быть. В отношении же юридических лиц подобного правила нет. И нередки случаи, когда фирма, легально работающая в Латвии, не может открыть счет в латвийском кредитном учреждении.
После уже упомянутого заседания подкомиссии сейма стало известно, что и контролирующая банки структура — Комиссия по финансовым рынкам и капиталу — работает над изменениями в правилах, дабы помочь банкам и чтобы отдельные предприятия не нужно было бы сразу заносить в группу клиентов с повышенным риском.
Деньги, конечно, зло
Что ж, посмотрим, что будет дальше. Репутация Латвии как страны, где инвесторы чувствуют себя не очень комфортно из–за жесткого банковского регулирования, уже создана. Изменить восприятие нашей страны будет не так–то уж просто.
Еще сложнее будет правящей коалиции признать свои ошибки в вопросе регулирования банковского сектора и начать либерализацию законодательства. "Мы зачастую хотим быть святее папы римского", — заключил Артис Пабрикс. Самое поразительное, что он, равно как и его коллеги по правительству, подобную ситуацию и создали, пытаясь бороться с возможным отмыванием денег путем искоренения самих денег. Деньги, конечно, зло, как сказал один философ, но без них, извините, никуда. Очевидную глупость надо срочно исправлять.
Абик ЭЛКИН.