Резкое падение числа туристов, уход людей на дистанционку, конкуренция с перевозчиками, действующими через мобильные приложения, сказались на обороте.
Пандемия Covid-19 нанесла сильный удар и по таксомоторной отрасли. Резкое падение числа туристов, уход людей на дистанционку, конкуренция с перевозчиками, действующими через мобильные приложения, сказались на обороте. А языковые требования и более прозрачная налоговая система привели к оттоку кадров из отрасли. Мало того, подорожание энергоресурсов привело к повышению цен на услуги.
Никакой помощи не было
По словам пресс-секретаря Государственной автотранспортной дирекции Лилиты Пелчере, пандемийные ограничения коснулись всех водителей такси, особенно в самом начале, когда стали обязательными маски, в машинах нужно было установить барьерное стекло между водителем и пассажиром. Но сейчас индустрия такси адаптировалась к ограничениям. В какой-то момент люди стали выбирать такси вместо общественного транспорта, чтобы быстрее добраться до пункта назначения более безопасным способом.
«Изменилось количество людей, которые могут одновременно находиться в машине. Большая часть работников перешла на «удаленку». Падение оборота для отрасли было существенным», — подтверждает президент Латвийской ассоциации пассажирских перевозок Иво Ошениекс.
К сожалению, нет точных цифр падения оборота, потому что из-за огромного количества предприятий, имеющих лицензии такси (более 900), и работников (свыше 6000) собрать данные не представляется возможным, утверждает он.
Однако председатель правления Rīgas Taksometru parks Каспар Муйжниекс утверждает, что экономический кризис в марте 2020 года уронил спрос аж на 90%.
«Государственную поддержку в этот период мы не получали, поскольку ни один нормативный акт, принятый во время кризиса, четко не устанавливал ограничения на использование таксомоторных услуг. Объяснения, что наш клиент — это именно тот, кто в силу ограничений не въезжает в гостиницы, не посещает общепиты, учебные заведения и кружки по интересам, культурно-массовые мероприятия и даже не ходит на работу, в расчет не принимались. Поэтому мы были вынуждены увольнять работников и продавать автомобили. Многие таксисты больше не желают возвращаться в этот сектор после длительного периода безработицы. Еще часть задумываются о досрочном выходе на пенсию», — отмечает Муйжниекс.
Добили языком и налогами
С продажей части автопарка или даже со сменой деятельности столкнулись многие предприятия отрасли. С прошлого лета уволилось уже больше тысячи таксистов. Автотранспортная дирекция считает, что на ситуацию повлияла даже не пандемия, а другие причины, в том числе новые требования Службы госдоходов и недостаточное знание латышского языка.
«Водители, владеющие латышским языком и способные подтвердить это соответствующими документами, никаких проблем не испытывают. Те, кто не получил образование на латышском, его знание может подтвердить сдачей соответствующего экзамена», — поясняют в дирекции.
Бывают ситуации, когда водители для регистрации представляют поддельные документы о знании госязыка. По заявлениям Автотранспортной дирекции Госполиция возбудила 35 уголовных дел по факту предоставления фальшивых документов, а по двум делам начато ведомственное расследование. Также в среднем десяти водителям в месяц отказывают в регистрации из-за того, что они не могут доказать свое умение говорить на госязыке. За использование поддельных документов водителя могут привлечь к уголовной ответственности и наказать лишением свободы сроком до одного года, временным лишением свободы, принудительными работами или штрафом.
Впрочем, Иво Ошениекс не считает, что языковой вопрос столь актуален: «Язык — точно не препятствие, которое влияет на отрасль. Да, были водители, недовольные решением. Но на количество таксистов влияют другие факторы, в том числе плата за работу, которую может позволить себе нанимающая их фирма. Число машин уменьшилось больше всего из-за пандемии. И я не думаю, что в ближайшие годы понадобится сильно увеличивать их количество. Даже если станет больше туристов, машин больше понадобится, но не в 3–4 раза».
По его данным, только в Риге зарегистрировано 969 лицензированных фирм. И если в прошлые времена были компании с большими автопарками, то сейчас у одной компании с лицензией — 1–2 машины. Даже несмотря на то, что им ежемесячно необходимо вносить предварительный взнос соцналога в размере 130 евро, чтобы получить лицензию на автомашину.
Еще одна причина оттока кадров из отрасли — новые требования СГД. До 1 июля данные о поездках таксисты подавали в СГД раз в месяц. Теперь же это происходит автоматически, по окончании каждой поездки, если услуга получена с помощью мобильного приложения. Прежняя система позволяла водителям утаивать часть налогов. Сравнение данных месячных отчетов со сведениями мобильных приложений показывает расхождения.
Как отмечает Автотранспортная дирекция, не все операторы смогли сразу реализовать переход на новую систему, но со временем это удалось и таксистам и тем, кто предоставляет услуги мобильного приложения.
В дирекции согласны, что нехватка водителей в сфере такси есть и будет зависеть от адекватности оплаты их труда и от того, какой будет налоговая система: «Если предположить, что в этом секторе была большая теневая экономика, потребуется некоторое время, чтобы выйти из нее и достичь точки, в которой отрасль сравняется по уровню со всей экономикой в государстве. И это, с большой вероятностью, означает еще большее подорожание услуг таксомоторных фирм».
«Не только рост цены на топливо, но и другие факторы, формирующие стоимость услуги —снижение оборота/спроса, нехватка сотрудников, введение при помощи государственной поддержки параллельной услуги с более низкими требованиями, — обусловили необходимость увеличения тарифа, который наш клиент, ценящий качество и безопасность, принял», —говорит Каспар Муйжниекс.
Почему такси не подешевеет
Когда спрос на услуги такси снизится, цены будут падать, и наоборот — с ростом спроса можно ожидать нового витка цен и более длительное время ожидания машин. «Такси не общественный транспорт с фиксированной ценой, перевозчик/мобильное приложение регулирует цену в зависимости от спроса и предложения», — поясняют представители дирекции. И напоминают, что пассажирам при посадке в такси лучше договариваться о тарифе, чтобы по прибытии в пункт назначения их не удивила цена за проезд.
Этот вопрос хорошо регулируют компании, предлагающие поездки через мобильные аппликации. Но остаются ли довольными водители такси? «Нужно говорить открыто: те цены, которые существовали на услуги такси до пандемии — иногда были даже ниже, чем в общественном транспорте. Такси — это люксовая услуга, которая не может быть дешевой. Когда в отрасли появились аппликации, то компаниям, их предоставляющим, было не важно, зарабатывают ли что-то водители или нет. Им важно было собрать большее количество машин, чтобы с каждого километра получить свой процент. А то, может ли водитель покрыть свою зарплату, залить в машину топливо, владельцев аппликации не волновало. Хотя владельцы аппликаций это отрицают и говорят, что цену устанавливает водитель такси, на самом деле это не так. Раньше цена часто была неадекватной», — делится Ошениекс.
Низкие заработки — одна из главных причин, почему многие водители ушли работать в Barbora, Bolt, Wolt и т.п.
«Когда после окончания трудового дня я оставался еще должен хозяину машины и неделями, месяцами мой долг только рос, то задумался о смене работы. Очень много было людей, кто ездил 1–2 остановки по 1–2 евро. Аппликация не позволяет тебе заранее видеть, кто садится в машину и куда поедет. В итоге ты прожигаешь бензин, едешь 15 километров в надежде на хороший заказ, а получаешь клиента на три километра по фиксированной, абсолютно невыгодной цене», — рассказывает бывший водитель такси Александр Д. Сейчас он работает в сфере доставки и говорит, что несравнимо лучше и график, и социальные гарантии, и заработок.
«Поэтому мы и видим прирост цен. Не только из-за подорожания энергоресурсов, топлива. Еще и амортизационные издержки. Например, для машин, обслуживающих аэропорт, важен возраст. Приобрести новые машины — это новые издержки. Понятно, что потребители шокированы. Но, как я уже говорил, предыдущие цены были неадекватно низкими», — добавляет Ошениекс.
С ростом цен на топливо некоторые перевозчики пытаются бороться, покупая электромобили, но их количество пока невелико.
Отрасль не хочет выходить из тени
Из-за жесткой конкуренции многие перевозчики уходят из сектора или значительно сокращают количество транспортных средств. «В сфере такси сложно говорить о долгосрочных компаниях, наблюдается высокая текучка кадров. Фирмы, у которых есть налоговые долги, ликвидируются и на их месте создаются новые», — добавляет Лилита Пелчере.
Сейчас в Регистре водителей такси числится 5692 водителя — годом ранее их было около семи тысяч. Таксистов стало меньше в тот момент, когда по истечении четырехлетнего срока те, кто встал на учет в 2018 году, должны были пройти перерегистрацию. Не все водители продлевают регистрацию, но регистрируются новые кадры.
Иво Ошениекс уверен, что несмотря на текучесть, нехватка таксистов отрасли не грозит. Хотя число зарегистрированных водителей огромно, в реальности столько человек ежедневно не работает. Иногда занимаются извозом для приработка после основной работы.
«Если мы посмотрим данные за прошлый год, то за девять месяцев налоги платились только за 500 водителей. Здесь, чтобы мы могли анализировать что-то, нужно углубиться в суть проблемы. Некоторые компании берут лицензию и не начинают трудовую деятельность, фирма меняется. То есть они перерегистрируют машины на другую фирму и продолжают работать нелегально: лицензия сохраняется, а налоги не платятся», — добавляет Ошениекс.
Некоторые водители признают, что им лучше перейти на белые номера, ездить с аппликацией, чем работать с желтыми номерами такси. «Если фирма работает честно, то выгоднее работать с желтыми номерами — это возможность работать полностью официально, принимать наличные. Но многие фирмы, владеющие машинами, не хотят платить налоги. Мой работодатель менял фирму каждые полгода, я чувствовал себя социально незащищенным. К тому же лицензию покупать слишком дорого, а это въезд и в Старый город, аэропорт, риски. Поэтому многие предпочитают работать через аппликацию, на белых номерах. Лицензия в таком случае не нужна (ее обеспечивает владелец платформы), а счет можно указать любого банка, в том числе не зарегистрированного в Латвии», — рассказывает Александр Д.
Каршеринг не конкурент
Одной из быстроразвивающихся сфер является каршеринг, который, по прогнозам экспертов, постепенно будет вытеснять такси и личный транспорт.
Однако отраслевые специалисты угрозы не видят. Быстрая аренда автомобиля через мобильные приложения, говорят они, — это совсем другая услуга. Ею могут пользоваться как альтернативой такси только люди с водительскими правами.
К тому же есть только определенные места, где можно арендовать такой автомобиль и где его оставить после поездки. Поэтому его нельзя назвать серьезным конкурентом для такси, отмечают в Автотранспортной дирекции.
Единый налоговый счет пока не работает
Что волнует представителей отрасли в будущем, так это борьба с теневой экономикой. Дискуссии с ответственными учреждениями по совершенствованию законодательства происходят периодически, но не все новшества реализуются так быстро. Например, хотя уже действует закон о создании единого счета хозяйственной деятельности (единый налоговый счет) как возможность выхода отрасли из теневой экономики, до сих пор нет банка, предлагающего такую услугу, отмечают представители Автотранспортной дирекции. Сейчас рассматриваются несколько предложений СГД, которые могли бы снизить возможность уклонения от уплаты налогов.
«Каждый год, когда происходят какие-то изменения в сфере таксомоторных услуг, мы надеемся, что станет лучше, — описывает проблемы Ошениекс. — Но, к сожалению, если мы смотрим на объективную реальность, то улучшения только обозначились. Плата за выполненную работу повышается, часть предприятий переходят в белую зону. Нормативная база для единого налогового счета принята, но она не начала действовать — зарегистрировать предприятие с этим единым налоговым счетом еще нельзя. Когда это случится, станет проще платить налоги и сравнивать предприятия. До сих проблема заключалась в том, что было несколько легальных форм ведения предпринимательской деятельности — ООО, микропредприятия и др. Отличались налоговые режимы. Это создавало неравные условия конкуренции даже для легально работающих компаний, не говоря о тех, кто работал в тени. Постепенно отрасль приводится в порядок, но когда она станет прозрачной, трудно сказать».
Как подтвердили в Автотранспортной дирекции, введение единого счета хозяйственной деятельности ожидается во второй половине 2022-го, и это создаст приемлемый и понятный порядок уплаты налогов. Есть надежда, что и снятие ограничений будет стимулировать возвращение таксистов к работе. Кроме того, дирекция напоминает таксистам, использующим транспортные средства с выбросами CO2 более 140 г/км, что надо подумать о своевременной замене транспортного средства на более экологическое, иначе они не смогут предлагать услуги после 2023 года.