Американский Silicon Valley Bank (SVB) обанкротился и стал крупнейшим разорившимся банком за 15 лет, со времен глобального экономического кризиса 2008 года, пишет Bloomberg. Как отмечает The New York Times, это второе по величине банкротство банка в истории США.
Ничто не предвещало беды
Банк занимал 16–е место по величине активов в стране и являлся одним из наиболее известных кредиторов в отрасли технологических стартапов. Еще в 2022 году он оценивался в 40 млрд долларов США, в последние пять лет его капитализация стремительно росла.
Проблемы у SVB начались после закрытия аналогичной кредитной организации, инвестирующей в стартапы — Silvergate Bank, что вызвало обеспокоенность на рынке и стремительную продажу инвесторами отраслевых акций. 8 марта клиенты SVB резко увеличили объемы снимаемых со счетов средств, банк в связи с этим принял экстренные меры.
SVB Financial (холдинговая компания банка Silicon Valley Bank) сообщила об экстренной продаже облигаций на общую сумму 21 млрд долларов из своего портфеля, в результате был зафиксирован убыток в 1,8 млрд долларов. После сообщения об этом котировки SVB Financial рухнули на 60%, затем торги были прекращены.
Федеральная корпорация по страхованию депозитов решила назначить собственного управляющего в кредитную организацию, поставив под свой контроль депозиты клиентов почти на 175 млрд долларов США.
Крах SVB посеял опасения относительно устойчивости всего банковского сектора.
Всё под контролем?
Минфин США уверяет в устойчивости финансовой системы страны, несмотря на банкротство SVB. Министр Джанет Йеллен заявила о наличии у регуляторов эффективных инструментов, которые позволят справиться с ситуацией. Аналогичное суждение выразили и в Белом доме, отметив, что финансовая система США изменилась за прошедший с кризиса 2008 года период.
"Наша банковская система принципиально отличается от той, что была в 2008 году "…". Мы знали, что нам нужно повысить устойчивость нашей банковской системы, что позволит ей противостоять такого рода потрясениям", — сказала председатель Совета экономических консультантов Сесилия Роуз.
При этом власти США не будут выкупать невозвратные кредитные обязательства у обанкротившегося SVB, сказала министр финансов Джанет Йеллен в интервью CBS.
"Я работала все выходные с нашими банковскими регуляторами, чтобы разработать соответствующую политику для решения этой ситуации. На данный момент я действительно не могу предоставить более подробную информацию", — сообщила она в интервью.
Глава Минфина США признала, что многие из вкладчиков SVB — это малые предприятия, в которых работают люди по всей стране и которые "столкнутся с проблемами". "И, конечно, это серьезная проблема, и мы работаем с регулирующими органами, чтобы попытаться устранить эти проблемы", — отметила она.
Слишком много денег
В марте 2021 года у SVB была проблема, которой можно было позавидовать: у его клиентов было много наличных денег.Согласно данным Bloomberg, общий объем депозитов банка резко вырос за предыдущие 12 месяцев — с $62 млрд до $124 млрд. Этот 100% рост значительно превзошел увеличение на 24% в JPMorgan Chase & Co. и 36,5% в First Republic Bank.
"Я всегда говорю людям, что возглавляю лучший банк в мире, и, возможно, мне досталась лучшая позиция CEO", — сказал главный исполнительный директор SVB Financial Group Грег Беккер в интервью Bloomberg TV в мае 2021 года.
Когда его спросили, насколько устойчив рост доходов банка, Беккер, который пришел в SVB в 1993 году, улыбнулся и заговорил на языке технарей.
"Инновационная экономика — это лучшая сфера", — сказал он. "Нам очень повезло, что мы находимся в самом ее центре".
Тем не менее Федеральное агентство по страхованию вкладов (FDIC) страхует только банковские вклады на сумму до 250 000 долларов, а у клиентов SVB денег было гораздо больше. Это означало, что значительные суммы, хранившиеся в SVB, были незастрахованы: более 93% внутренних депозитов по состоянию на 31 декабря, согласно данным регулятора.
Некоторое время этот риск не вызывал никаких опасений. SVB легко преодолевал препятствия, связанные с оценкой его финансового состояния.
Но под внешним благополучием скрывались серьезные убытки по долгосрочным облигациям, приобретенным в период быстрого роста депозитов. Они были в значительной степени скрыты от глаз благодаря правилам бухгалтерского учета.
По состоянию на конец 2022 года убытки от изменения рыночной стоимости ценных бумаг, удерживаемых до погашения, превысили 15 млрд, что почти эквивалентно всему собственному капиталу банка в размере 16,2 млрд долларов.
Тем не менее после публикации финансовых результатов за четвертый квартал инвесторы были настроены оптимистично, а аналитик Bank of America Corp. написал, что банк "возможно, прошел точку максимального давления".
Вскоре стало ясно, что это не так.
Кстати
Кризис 2007–2008 годов в США обострился после банкротства инвестиционного банка Lehman Brothers, что спровоцировало панику на рынках. Банкротство принято считать отправной точкой глобального финансового кризиса.
В ноябре прошлого года бывший вице–президент Lehman Brothers Лоуренс Макдональд предупредил об угрозе нового краха, "если ставка фондирования ФРС поднимется до 5%".
В феврале этого года ФРС США повысила ставку с 4,25–4,5% до 4,5–4,75% годовых.